Полеты в Гималаях Flying Log. Часть 2: Путешествие в Восточный Непал.
Мы выехали из Покхары около 13 часов и добрались до места лишь около 6 утра. 17 часов на боковом сиденье джипа, по ужасной дороге, с остановками в самых жутких кафе, которые я видела в своей жизни и ужином с жаренными кузнечиками – такое не забудешь.
Продолжение истории о полетах в Гималаях.
Путешествие в Dijot, штат Ramechhap, Восточный Непал. Babu Adventure.
Мы выехали из Покхары около 13 часов и добрались до места лишь около 6 утра. 17 часов на боковом сиденье джипа, по ужасной дороге, с остановками в самых жутких кафе, которые я видела в своей жизни и ужином с жаренными кузнечиками – такое не забудешь.
В полудреме, почти на рассвете мы, наконец, выгрузились где-то в конце географии. Но Бабу сказал, что в доме будет уже не поспать. Непальцы просыпаются рано и куры с коровами нам точно не дадут отдохнуть и вот мы раскладываем наши парапланы на лужайке, чтобы вздремнуть пару часов.
Проснувшись от нестерпимого голода, ведь за все это время я выпила только чашку лимонного чая, мы идем в дом, чтобы позавтракать дал-батом (“Dal Bhat”).
Это традиционное блюдо, которое состоит из отварного белого риса (Bhat), без соли, подливки из дала (dal), тушеных овощей с кари, (в зависимости от сезона это может быть капуста, цветная капуста, баклажаны, помидоры, редис, лук, зеленые бобы, горькая дыня, тыква, сладкий картофель, кабачки и конечно картошка) (Tarkari), зелень в виде тушеных листьев хрена и томатной пасты с чили (Tomato Achar). Все это обычно подается на металлической тарелке, разделенной на секции, но может быть и на одной тарелке.
Местные жители едят дал – бат правой рукой, дважды в день, каждый день, всю свою жизнь, по праздникам к этому скромному меню добавляется мясо (Masu). Первое время было немного непривычно, но после нескольких дней такой диеты понимаешь, что это гениальное блюдо, которое дает ощущение сытости и не перегружает организм лишним.
После завтрака, мы идем на старт. Ветер достаточно сильный, но мой друг Борис все же решается попробовать полетать, за ним стартует Бабу под крики, собравшихся детишек со всей деревни. Бабу успевает быстро сесть, пока ветер не раздуло, а вот Борис уже сложил “большие уши” на параплане и повис лампочкой, с трудом пробиваясь сквозь порывы ветра. Через какое-то время безуспешных попыток сесть, он улетает за гору и в итоге кое как садится в роторе от небольшой вершинки ниже по склону. Я так и не решаюсь в это день стартовать. После нескольких часов, проведенных на старте, с ребятами мы отправляемся домой, усталость с много часовой дороги дает о себе знать.
Нас знакомят с местным бытом. Он здесь крайне простой. Мужчины в основном гоняют скот по горам, а женщины занимаются воспитанием детей, домашним скотом и всем бытом. Здесь это занимает все время от рассвета и до заката, ведь даже чтобы добыть воды нужно сходить на речку и принести ее снизу. Все продукты они выращивают сами, на рынке, который находится в 4-х днях пути, покупается только самое важное. Еду готовят на открытом огне, прямо посреди жилища, чтобы дома было теплее, при том что ни у кого нет дымоходов. Так что есть можно только сидя на полу и это 2070 год (по непальскому календарю)!
Дальше Бабу показал нам его кровать – стог сена на крыше сарая с коровами и козами. В это сложно поверить, но первый раз в своей жизни он увидел автобус в 7 лет. Как только он подрос, вместе с другом они отправились в Покхару, в поисках работы, где он попал к другу каякеру, который его приютил и дал работу. И будучи уже хорошим каякером, Бабу смог заработать на то, чтобы купить параплан и начать летать. Долгий и непростой путь, который под силу, наверно, только трудолюбивым и терпеливым Непальцам.
Сейчас Бабу уважаемая личность в стране, и с помощью своих достижений он помог построить новое здание для местной школы у себя в деревни, а заодно решил открыть парапланерную школу для местных детишек, на церемонию открытия которых мы и были приглашены.
С самого утра на старте установили огромные медные кувшины с водой, в которых плавали лилии, на нас надели огромные гирлянды из цветов и под крики местной детворы Бабу торжественно разрезал ленточку, натянутую между импровизированных ворот.
Сразу после открытия все стали готовится к старту, ведь надо показать детишкам, как тут можно летать. В общем не было вариантов, кроме как отправится летать вместе с ребятами.
Бабу и его братья, быстро рассказав, куда надо лететь на посадку, попрыгали в небо, и я за ними. Тогда я еще мало что знала о маршрутных полетах. Но все же мне удалось немного подняться над хребтом и увидеть белоснежные вершины Эвереста, где-то там вдалеке. И это не с чем не сравнимое чувство, когда ты видишь всю эту красоту с воздуха, подвешенным к куску материи.
Не совсем разобрав куда нужно лететь на посадку, я улетаю глубоко вниз ущелья и, пробиваясь через ротор и широкую речку, чудом нахожу небольшую посадку на берегу реки, вблизи от дороги и вдалеке от камней, бамбуков с дикими обезьянами, холодной и быстрой воды.
В общем это было забавно для первого в жизни кросскантри полета. До посадки, куда нужно было долететь, пришлось идти пешком около 2 км. Там я встречаюсь с остальными ребятами, которые улетели значительно дальше. После этого мы возвращаемся снова в деревню, для того, чтобы продолжить официальную часть.
В местной школе собирается вся деревня. Как почетных гостей нас усаживают в центр, прицепляют какие-то значки и одевают белые молитвенные платки. В течение двух последующих часов, после выступления официальных лиц, ведущий зачитывает фамилии ( около 100) тех, кто внес вклад в строительство школы и кто сколько денег пожертвовал.
Крайне утомительная процедура. Но вечер обещал быть не скучным. После всего этого официоза мы поехали по всем местным деревням, чтобы отметить это событие со всеми родственниками Бабу с рокси – местным самогоном. Так что где-то только около 2 ночи мы погрузились в машину и поехали обратно в Покхару.
——————————————————————————————————————————————————————–
Это было совсем короткое путешествие, к которому тогда была не готова, но я все еще держу в памяти все эти бесконечные хребтики и надеюсь, что однажды вернусь туда, чтобы полетать вокруг этих красивых гор у подножья Эвереста.
Эта поездка была интересна не только возможность полетать в другом месте, но и узнать немного больше о том, как живут местные жители, простые Непальцы, понять источник их доброты и увидеть мир вокруг с другой перспективы и это особенно ценно. До этого мне было трудно даже подумать, что так возможно.
Но здесь, в восточном Непале можно летать и то, что видела я с воздуха производит впечатление, широкие долины и в целом достаточное количество безопасных пасадок, которые правда не исключают проблему того, как выбираться. Так что я надеюсь когда-то, когда у меня будет достаточно опыта, у меня еще будет возможность вернуться туда.
Но все же главным достижением этого безумного трипа было то, что я сдружилась с ребятами и Бабу и они меня позвали полетать в еще одном новом для меня месте – базе, которую построил Бабу на Сиркоте, в 42 км на юг от Покхары. В компании опытных пилотов летать было гораздо легче и интереснее и я многому научилась у них.
Часть 3. Сиркот
Я знаю многих пилотов, которые не раз приезжали в Покхару полетать, но, как это не удивительно, мало кто знает про Сиркот. При том что полеты здесь гораздо интереснее и здесь нет толпы из тандемов в стартовом потоке.
База Бабу построена на вершине хребта и представляет из себя несколько строений- большой круглый зал с панорамными окнами, где все собираются за ужином, и корпус на 10-15 человек с вполне камфорными номерами. Душ и туалет находится отдельно, но в отличие от Покхары здесь очень чисто, есть электричество и горячая вода практически круглосуточно. Интернет здесь тоже есть, но далеко не всегда быстро работает. С утра ребята накрывают завтрак на улице, в меню все тот же дал – бат и имбирный чай.
Жизнь на вершине горы имеет свои преимущества. С утра можно наблюдать потрясающее зрелище того, как с низу поднимаются облака и потихоньку открывается долина, и все это с видом на хребет Анапурны!
Чуть позже на небе появляются первые облака, как будто кто-то уронил коробку с зефиром. После 12 зефирки подростают и повисают большой башней над хребтом Сиркота. В хорошую погоду можно лететь на маршрут, если же погода слабая, либо база облаков низко, можно поупражняться в вингореверах и топ лендинге, погоняться за птицами или понырять в дырки между облаками.
Часто, летая низко над деревнями можно увидеть как по горным тропкам местные таскают свои огромные корзины. И, кажется, я открыла секрет того, как местные в приклонном возрасте остаются в такой хорошей форме и долго живут. Наткнувшись на срезку дороги, по которой ездит джип, я решила проверить куда ведет тропинка. Оказалось по ней местные ходят снизу вверх, от одной деревни к другой, Они даже сделали из камней ступени, которые затесанны до блеска… И уверена, что по этой дороге они ходят таская снизу вверх сено и дрова каждый день.
Пару лет назад, когда я первый раз попала на Сиркот, многие из ребят, которые работают на базе, только учились летать. Сейчас у каждого из них за плечами уже более 600 часов налета. Они летают каждый день, круглый год! Так что не удивительно, что за пару лет полетов здесь, они стали летать по настоящему хорошо и лучше всех знают куда можно слетать.
Так что даже если на базе нет особо гостей, тут всегда есть с кем полетать. Если погода для кросскантри летишь на маршрут, а если ее нет, то всегда можно приятно полетать вдоль домашнего хребта, поучится делать винговеры и спиральки, отработать старт и посадку, по несколько раз за день садясь и снова стартуя и это также важная часть летного опыта, ведь летать маршруты в сильную погоду не представляет большого труда.
Первые птицы начинают парить и это время означает, что пора собираться. Около 11.30 мы выдвигаемся на старт, который находится в 15 минутах ходьбы от базы. Стартовых площадок здесь несколько, они же используются для посадки, но самый оптимальный и безопасный верхний старт. Домашний хребет протяженностью более 10 км идеален для обучения первым навыкам полетов в термичку, а в хорошую погоду здесь можно летать по всем направлениям треугольники с возвращением, но самый популярный маршрут из Сиркота до Покхары.
В этом году, после нескольких инцидентов, когда парапланеристы оказались на пути самолетов, аэропорт в Покхаре и Civil Aviation установил ограничения. И теперь нужно садится, не долетая два хребта, но даже при таком раскладе, пролететь этот маршрут достаточно интересно. Перепрыгивая с одного хребта на другой, по ветру, всегда можно вылететь в долину, где вдоль реки есть много хороших посадок и лишь только в некоторых местах нужно быть осторожным, потому что сев там придется проделать долгий путь назад, к дороге. И неизбежно, в каждой деревне, где бы ты не приземлился к тебе сбегается толпа детишек, которые начинают задавать кучу вопросов.
Мы их уже выучили наизусть:
-What is your Name?
-Do you like Nepal?
-Do you have chocolate/money?
-Намасте туристо!
Пакуя параплан, стараюсь быть осторожной, эти детишки могут легко снять карабины или взять твой телефон поиграть. Ну а дальше все просто, по чекам выходишь к дороге, садишься в локал бас и едешь обратно к первой посадке, от куда можно доехать наверх на джипе. Там же в деревне можно зайти в местную кафешку и заказать самосов, купить фруктов и даже муку для блинчиков!
В этом году из-за проблем с бензином иногда приходилось ждать по несколько часов прежде, чем появится местный джип, на котором вместе с местными можно подняться наверх. Иногда его не было совсем и мы шли наверх пешком- 3 часа с рюкзаком, вполне себе тренировка, особенно для спины, но не такая уж непосильная задача. Но вскоре все же начинаешь осваиваться с топлендингом.
Вечером все собираются в зале, чтобы пообщаться и это довольно интересно, потому что здесь можно встретить пилотов со всего мира. Так, например, один из ребят с кем я начинала летать здесь – пилот вертолета с Аляски, который работал на хэли-ски в Хейнс. Сейчас я встретила тут ребят из Вербье, Джексон Холл и Бритиш Коламбия. И будь моя воля, я бы осталась здесь жить. Серьезно. Но пока есть еще много других дел.
Подводя итог, хочется сказать, что безусловно полеты в Непале имеют свои ограничения. Здесь не так много облетанных мест, все плохо с инфраструктурой, дорогами, продуктами питания, больницами, и в целом уровнем безопасности полетов, но для тех, кто еще не летал здесь и хотел бы совместить это с интересным путешествием, Непал, это то самое место. И не нужно много денег, жизнь здесь может быть крайне дешевой, в то же время, есть много всего интересного кроме полетов.
В самом конце своего первого путешествия, я встретила в Покхаре Евгения Грязнова, наверно самого именитого спортсмена из России, который неоднократно участвовал в X-Alps и, на мой взгляд, кроме таланта спортсмена имеет еще и уникальный талант учить. Женя сильно изменил мое отношение к полетам кросскантри и прежде всего дал знания куда и как лучше лететь. Можно сказать, что благодаря ему я стала немного чувствовать воздух, но эта история еще не закончена, так как на земле есть еще много удивительных мест, в том числе и в Индийских Гималаях, Бире, но это уже совсем другая история.
Теперь немного о цифрах и полезной информации для тех, кто соберется сгонять на Сиркоте.
Координаты старта: 28°1’21” (28.0226)N; 83°43’57” (83.7325)E – Высота : 1551 m.
Добраться из Покхары до Сиркота также возможно различными вариантами. Самое простое – это зайти в офис Flying Himalaya к Бабу, который находится в правой части лейксайд, рядом с офисов Blu Sky Paragliding и договорить о джипе из Покхары до Сиркота ( 15000 на 10 человек), можно найти таксиста, который довезет до деревни Wallin (4500 рупи), либо доехать на местном автобусе, а уже от туда можно подняться на местном джипе ( 200-400 рупи), либо пешком – 2-3 часа. Если выехать пораньше на джипе (дорога занимает 5 часов), вполне можно успеть полетать в тот же день. Стоимость проживания в этом году чуть дороже – 1000 рупи за номер, но можно сэкономить остановившись в палатке и жить за 250 рупи в день. Еще 500 рупи за еду. В целом за 8 дней проживания здесь я потратила около 100$, плюс около 30$ за подъем наверх на джипе и дорогу. Во всяком случае с нас столько взяли.
Маршруты полетов можно посмотреть в базе Leonardo, но по Сиркоту, я там нашла только маршруты в Покхару. Летать можно во все стороны причем красивые треугольники с достаточно безопасным недолетом обратно. Горы вокруг с широкими долинами имеют достаточно сложный рисунок и в каждом ущелье ветер работает совершенно по разному, делая полеты здесь очень творческими и интересными. Тем не менее, местные ребята с удовольствием покажут в воздухе куда можно лететь, но все же я рекомендую перед началом изучить карту гугла, особенно на предмет удаленности посадки от дороги и быть внимательным на посадке относительно проводов. Здесь они натянуты на опорах и их хорошо видно, если, конечно, только вы не летаете над деревнями. Много мостов, так что можно садится на любой берег реки. Если решили сесть в чеки, стоит внимательно посмотреть не заполнены ли они водой или навозом, но с воздуха в целом все понятно. Так же не стоит портить местным урожай и пугать коров. Лучше приземляться на скошенные поля, впрочем как и везде. Посадка на лес чревата знакомством с местными обезьянами. На сколько они дружелюбны не скажу, но достаточно подлететь к поросшему лесом крутому рельефу, как они запрыгивают на бамбуки и начинают их трясти с дикими визгами. И нет, это не термик. Местных орлов точно стоит остерегаться, так как они не привычны к парапланеристам и по весне могут защищать свою территорию. На тропинках иногда попадаются змеи. Все местные крайне доброжелательны, многие говорят на английском и в целом найти дорогу не сложно. Да и огромная просьба, не кормить местных детей шоколадом, а то потом их будет еще больше на пасадке 🙂
Огромное спасибо за поддержку The North Face Russia, Garmin Russia и страховой компании ВАЖНО.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.