Экспедиция Неизвестные Гималаи. Часть 4. «Короткий и простой путь»

Адский переход, врачевание в полевых условиях и возвращение к цивилизации — в заключительной части репортажа об экспедиции «Неизвестные Гималаи»

Собравшись покинуть Барабангал, мы столкнулись с новой проблемой. Местные хором заверяли нас, что за предыдущие дни на единственно возможном проходе в Манали — перевале Калихани — выпало очень много снега, тропы нет и пройти невозможно. Пришлось рассматривать альтернативные варианты. Мы ходили по деревне, в которой местные жители отправляли детей на зиму в другие, более теплые регионы. Ну не через перевал 4700 м же они пришли сюда?! Здесь просто обязан быть более простой путь к цивилизации. С этой мыслью мы начали выяснять возможные альтернативы по возвращению в Бир.

Вариантов оказалось два. Первый — вернуться обратно в Бир тем же путем. Второй — выйти из Барабангала еще одной тропой, которая должна была вывести нас к ближайшей грунтовой дороге, где уже можно взять транспорт. Как нас заверили местные, это «short and easy way», который идет по ущелью, без перевалов и занимает 2−3 дня.

Помощники признались, что запомнят этот адский день на всю жизнь. Что тут скажешь: мы все его запомним.

Наши помощники не знали этой тропы. Лошади там не ходят, и нам пришлось взять местного проводника. Какими критериями он руководствовался, говоря о том, что это легко, мы не знаем, но на деле путь оказался гораздо сложнее того, который мы проделали, чтобы попасть в Барабангал. Да, мы шли через перевал, да, он был длиннее, но первый день пути из Барабангала перекрыл все это с лихвой.

Тропа оказалось просто чудовищной, а с тяжеленными рюкзаками поход превратился в выживание. На пути постоянно возникали спецучастки, где тропы либо просто не было, либо она сползла за сезон дождей. Кое-где мы и вовсе тренировались в скалолазании, спускаясь по отвесным скалам в самый низ к реке и потом карабкаясь оттуда куда-то вверх, чтобы — возможно! — выйти на что-то, хотя бы напоминающее тропу. Знай мы заранее, где придется идти, определенно выбрали бы первый вариант и вернулись тем же путем обратно.

Когда этот адский день закончился и мы вышли к деревне, где планировали остаться на ночлег, наши помощники сказали, что ничего сложнее и опаснее они в своей жизни еще не делали и запомнят этот день на всю оставшуюся жизнь. Что тут скажешь: мы все его запомним.

На ночлег остановились в крохотной деревушке на вершине. Стоит отдать должное местным за выбор вида из окна. Решили не ставить палатки, а вместо этого разместиться на крыльце под навесом одного из домов. Сил у нас осталось только на то, чтобы приготовить ужин и закутавшись в спальники, отправиться на боковую.

Утро выдалось чудесным: нет ничего прекраснее, чем открыть глаза и увидеть прозрачный морозный горный рассвет. Мы позавтракали и начали было собираться в путь, но тут местные привели женщину с окровавленной головой и попросили у нас медицинской помощи. Оказалось, что откуда-то со склона ей на голову прилетел камень; в результате — сильный ушиб, рассеченная кожа и, возможно, небольшое сотрясение.

Кровь удалось остановить на удивление быстро, но чтобы как следует обработать рану, пришлось состричь часть волос. Оксана промыла рану перекисью водорода, обработала антисептиком и наложила повязку. По хорошему, потом все равно надо было обратиться в госпиталь, но местные махнули рукой: мол, до ближайшей больницы два дня пешком. Мы оставили местным антибиотиков, обезболивающих и противовоспалительных препаратов и сказали, чтобы на следующий день поменяли повязку. Надеемся, что в результате для пострадавшей все закончилось хорошо.

Тропа была достаточно уверенной, и к вечеру мы спокойно добрались до нашей последней ночевки в этой экспедиции. Совсем маленькое местечко, буквально пара домиков, палатки ставить опять не пришлось, так как местные с радостью согласились пустить нас к себе домой.

В заключительный день экспедиции мы проделали совсем небольшой переход и уже к обеду добрались до цивилизации. Конечно, цивилизацией это можно назвать с натяжкой, но тут уже есть газировка, яйца и, главное, дорога — то есть можно найти транспорт и добраться туда, где ждет горячий душ, чистая постель и вкусная еда. Поскольку в запасе было еще пару дней, мы решили, что можно их провести в каком-нибудь приятном месте. Выбор пал на Маклеод Гандж в штате Химачал-Прадеш — там находится резиденция Его Святейшества Далай-Ламы. Комфорт, буддистское спокойствие и умиротворение — то, что нужно усталым путникам после сумасшедших экспедиционных дней.