Погода в горах

Мы летели вдвоем на маршруте, который идет от Кекташа вверх по Хребту в направлении ГКХ, где-то над Эль- Тюбю. Когда услышали в рацию предупреждение о “Южаке”, чисто теоретически, еще был шанс безопасно сесть в лагере, но с учетом того, как задорно пищал вариометр, становилось слегка жутковато лететь туда…

В тот мемент мы болтались в воздухе на параплане на высоте 4500 под грозовым облаком и неожиданно настал момент, когда нужно было очень быстро принимать решение и сваливать. Случилось это потому что метео ветер спустился вниз и опрокинул долинный, превратив нашу штатную посадку за горой Зинки в одну большую подветренную зону ротора. Чтобы не рисковать, мы не стали садится в лагере Чегем, развернулись под 45 по ветру, даванули тапку, прилетев наверх Центрального Скалистого. Там нас разумеется заперло и  начало сдувать, так что приземлялась я почти как вертолет, на полном акселе на Перевале Актопракт , судорожно отлавливая параплан. Те кто садился там поймут меня. Это совсем не то, что хотелось бы повторить.

В тот момент все закончилось хорошо, хоть мы изряжно понервничали и  долго выбирались обратно пешком, но я четко осознала, всю важность понимания  погоды и ее развития, потому что в горах далеко не все зависит от наши навыков. Некоторые линии возможны только в идеальную погоду.

Все это очевидно для многих опытных кросскантри пилотов, но мало используется фрирайдерами, хотя на мой взгляд, лучшее понимание погоды позволяет лучше планировать любые маршруты в горах. Потому что мы, разумеется, хотим кататься там, где есть хороший снег и интересный рельеф и при этом относительно безопасно, а не мужественно сваливать от грозы, преодолевать участки с корками, ветровыми застругами, без видимости.

Но как много мы знаем о погоде и главное Как это все может помочь, когда мы находимся вдали от цивилизации?

Возможно я вас удивлю, сказав, что влажный воздух легче сухого при этом там ниже точка росы и чем теплее этот воздух, тем больше влаги он может содержать. А значит больше всего осадков будет выпадать на побережье в жарком климате. Вы когда-нибудь задумывались почему вместе с непогой падает атмосферное давление и начинаются осадки? Почему формируются зоны с высоким и низким давлениям, почему возникают облака и их жизненный цикл? Как изменяется при этом температура, формируется гроза?

Неблагоприятные погодные условия могут вызвать потерю видимости, сход лавин в горах,  камнепады, обморожения, а так же сильно испортить впечатления от катания, если вы оказались к ним не готовы. И здесь значительную роль имеет не только глобальное понимание погодных трендов, но и умение видеть подсказки, вести постоянное наблюдение за изменениями ну и, конечно, проверять свои краткосрочные прогнозы и догадки на практике.

Понимание погоды и умение составлять краткосрочные прогнозы позволяет гораздо лучше спланировать ваш выход и благополучное возвращение домой. Но сделать правильные выводы из этих наблюдений практически искусство, требующее  постоянной практики.

Климат – это многолетний режим погоды, типичный для данного района Земли, как бы средняя погода за много лет. Оно включает средние многолетние показатели температуры и количество осадков по месяцам, сведения о ветрах, облачности, повторяемости различных типов погоды. Но описание климата будет неполным, если в нем не даны отклонения от средних показателей. Обычно в описание включают сведения о самых высоких и самых низких температурах, о самом большом и малом количестве осадков за все время наблюдений.

Каждая климатическая зона будет существенно отличатся по качеству и количеству снега, но можно выделить несколько основных закономерностей.

  1. Побережье (Приморский климат)
  • Много осадков – глубокий снежный покров – более однородный снег- быстрая  тяжелая загрузка склонов
  • Более высокие температуры – корки и оттепели
  • Сильный ветер – тяжелая нагрузка – корнизы
  • Проблемы снежной толщи: корки, ветровые доски/ нестабильность во время шторма

 

2. Субконтинентальный климат

  • Средние количество осадков –
  • более низкие температуры, высокая влажность – поверхностная изморозь и фасеты на поверхности
  • Меньше ветра, но более холодный снег – проще сдвинуть – вариативность
  • Проблемы снежной толщи: поверхностная изморозь ( удаленный запуск и распространение), штормовой снег

3.   Континентальный климат

  • Мало осадков- тонкая снежная толща
  • Низкие температуры-  фасеты, глубинная изморозь
  • Средние ветра, но холодный снег имеющий плохой сцепление – большая вариативность снежной толщи
  • Проблемы снежной толщи: фасеты, глубинная изморозь ( удаленный запуск и распространение), ветровые доски из плотного снега

4. Ледники

  • Низкие температуры способствуют формированию слабых слоев
  • Плавный рельеф – связанные слои способствуют распространению разрушения слабого слоя
  • Рельеф в виде ложки – множественные экспозиции
  • Открытые холмистые склоны- продуваются ветром
  • Большое разнообразие ветров и подветренных склонов.

Вообще за 20 лет катания у меня выработалась простая схема сезонной миграции: начинать сезон поближе к большому не замерзшему водоему, где выпадает много осадков в самом начале зимы, но обычно сезон в таких местах короче. Поэтому ближе к весне снег начинает быстро прокисать, и имеет смысл двигаться дальше, в сторону более континентальных регионов, где снег более сухой и на ледниках снег дольше остается зимним, а к весне уже сформирована безопасная подложка.

Но если брать погоду в мезомасштабе, наиболее важны для фрирайда погодные факторы, влияющие на лавинную безопасность в горах.

Вообще, в канадской лавинной школе все факторы лавинного прогнозирования делятся на 3 основных группы и погодные факторы, находятся в третьем месте по значимости. Но когда мы ходим скитур, чаще всего мы не можем  знать что там наверху, поэтому собственные наблюдения за погодными трендами имеют первостепенное значение.

Погода

Поговорим о том, что у нас вокруг и над головой. То, что мы называем воздухом имеет свои течения, потоки, волны и  вся эта волшебная физика газов  и воды создает то, что мы называем погодой. С одной стороны воздух прозрачный, что сильно усложняет понимание этих процессов,  с другой, есть некоторые законы, зная которые можно понять чуть больше, независимо от того серфер вы или лыжник.

Погодные тренды

Для катания бэккантри для нас особенно важны такие погодные тренды как: температура, облачность, осадки, ветер, влажность, ну и, конечно, как это работает вместе с рельефом, по которому мы планируем прокатиться и нашими возможностями, но об этом поговорим отдельно.

  1. Температура в горах постоянно меняется. Это связано не только с климатом, в котором мы катаемся, различными циклонами, дневными колебаниями температур. Она так же меняется с высотой.

Перепад с высотой температуры воздуха величина переменная и лежит в пределах от 0,3° до 0,9° на 100 м высоты (в среднем 6° на 1 км)- в сухом климате перепад температур будет больше, чем во влажном воздухе. Чем больше влажность, тем ниже точка росы и тем ближе она к фактической температуре.

Поэтому, когда мы смотрим прогноз погоды нам важно знать такие параметры как: перепад температур по высотам, изотерму нуля и температуру точки росы, которая поможет спрогнозировать базу облачности.

Так, например, при фактической температуре 0, точка росы может быть на -6, значит высота облачности будет где-то на 1000м, так же будет меняться и температура с подъемом. Наибольший прогрев будет всегда на южных слонах и там снег быстро будет садится, когда же  на северных все процессы буду идти медленнее.

Благоприятными условиями можно назвать медленное потепление в течение дня и замерзание ночью, тогда как резкое потепление, либо длительный период холодов может резко увеличить лавинную опасность.

2. Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха и это то, что мы можем посмотреть в прогнозе погоды.

Но в горах существует еще и вертикальное перемещение воздуха, которое вызвано конвекцией ( скорость восходящего потока в весенние периоды может достигать 6-8 м/с), а также горно-долинные ветра, обусловленные рельефом местности, которые могут усиливать или менять направление метео ветра до 180 градусов.

Солнце – это главный двигатель всех процессов в атмосфере. В результате неравномерного нагревания и охлаждения воздуха от земной поверхности происходит непрерывное изменение давления во времени и пространстве, поэтому скорость и направление ветра также постоянно меняются. Воздух всегда движется в зону пониженного давления.

С высотой скорость ветра обычно возрастает, ввиду убывания силы трения, но стоит учитывать так же, что узкие долины формируют систему долинных ветров, и, как следствие мы можем наблюдать изменение направления и силы ветра внизу ( в середине дня в весенние перероды долинный ветер на дне ущелья может раздувать до 12 м/с, вызванную эффектом Вентури и тогда теневые склоны внизу легко могут оказаться наветренными, а не подветренными как наверху, формируя перегруженные боковым ветром опасные ветровые доски огромных масштабов.

Принципы работы местных ветров для локальной местности достаточно сложно спрогнозировать, просто глядя на карту.

Но когда дело касается снега, все признаки воздействия ветра, его силу и направление можно легко на нем увидеть, главное знать на что обращать внимание.

Благоприятными условиями можно назвать отсутствие сильных ветров в регионе, закрытые долины и относительно небольшие высоты. Сильный ветер может транспортировать большое количество снега, даже в дни солнечной погоды, а так же формировать огромные карнизы и ветровые доски, которые повышают локально уровень лавинной опасности, поэтому следует быть внимательным к подветренным склонам не только наверху, но и в середине маршрута, стараясь продумывать движение, избегая перегруженных областей, либо делать  skicut.

3. Осадки это один из самых переменчивых факторов, который непосредственно влияет на наше катание, если они есть и если их нет.

Потоки теплого воздуха с равнины или теплого водоема устремляются вверх. Водяной пар, содержащийся в них охлаждается и конденсируется в виде снега. Но на этом все не заканчивается и после того как снег выпадет на склон его ждут постоянные метаморфозы. Так же как и снег в Красной Поляне будет сильно отличатся по своим свойства о снега например в Киргизии.

Если снега слишком много и осадки падают в высокой интенсивностью становится очевидным, что станет быстро лавиноопасно, а отсутствие видимости крайне затруднит ориентирование и оценку погоды. Так что после снегопада лавинщики далеко не сразу откроют самый верх и можно классно покататься в зоне леса.

Но, когда мы находимся в удалении от цивилизации, где нет канаток, как впрочем лавинной службы и прогноза, значимость собственных наблюдений приобретает гораздо большее значение.

Часто мы думаем, что если давно нет свежего снега, либо его мало, то в регионе менее лавиноопасно.

От части это так и большинство лавин происходит либо в момент шторма, либо первые сутки после него. За это время происходит оседание снежной толщи нового снега и его сцепление с подложной (этот процесс может длится гораздо дольше, в зависимости от влажности снега- чем она выше, тем снег будет лучше прилипать, температур, типа подстилающей поверхности и экспозиции склона). Но понять в какой именно момент это случится, особенно если к этому добавить влияние ветра и солнца не так просто, в особенности, если вы не знаете точно сколько выпало за ночь наверху.

Благо эту информацию можно посмотреть в прогнозе погоды, который показывает количество осадков в водном эквиваленте и дает информацию о том на какой высоте будет ноль. Безусловно она может отличатся от фактической, но в целом дает понимание трендов.

Если осадков долго нет и стоят морозы при небольшом снежном покрове ( в начале сезона особенно), возможно образование глубиной и поверхностной изморози, которая будет создавать рыхлый слой внутри снежной толщи, скрытый от наших глаз. И это может стать причиной самых страшных и больших лавин из снежной доски.

Если осадки выпадают в виде дождя, это так же может повлечь серьезные последствия не только в краткосрочном моменте, но и на долгосрочный период, так как может создать поверхность для скольжения.

Для прогноза стабильности снега лавинными службами курортов используется огромный массив данных и полевых наблюдений, но пока что у нас нет даже в крупных курортах открытого лавинного биллютеня, как например в Ливинье. При этом следует понимать, что прогноз для 10 кг тротила или 300000 гостей на курорте и для одного лыжника на склоне может существенно отличатся.

Поэтому, когда мы выходим в дикие регионы крайне важно не только вести дневник метеонаблюдений, но и исследовать снежную толщу в шурфе, делать тесты. Со временем, у вас накопится собственный опыт того, как соотносятся эти данные.

Благоприятными трендами считаются сформированный глубокий снежный покров, около нулевые температуры во время снегопада, медленное потепление и замерзание снега в ночные часы, раскатанный склон. Неблагоприятными можно назвать отсутствие стабильной подложки, корку, либо лед в качестве подложки, сильный ветер, низкие температуры и нерасатанный склон.

4. Облачность не только является признаком возможных осадков, но и серьезно влияет на навигацию и состояние снега.

Умение прогнозировать количество облачности следить за ее развитием в течение дня поможет серьезно повысить результативность и безопасность вашего скитура и не попасть в ситуацию, когда придется спускаться в плоском свете, по компасу или GPS.

В прогнозе облаков важно распределение облачности по высотам и во времени,  ее характер, вероятность грозовых переразвитий, а так же нижнюю границу облаков- базу и ее изменения в течение дня. Чаще всего облака появляются перед приходом циклона, а так же после 12 с термическим прогревом и по их виду и высоте, а также динамике изменений, можно прогнозировать развитие погоды.

Плотная облачность днем рассеивает солнечное излучение и может способствовать более сильному прогреву верхних слоев снежной толщи, а в ночные часы препятствует радиационному выхолаживанию и остыванию поверхности, что мешает его стабилизации в ночные часы. Кроме того никто из нас не любит катание в тумане, когда ты ощущаешь себя внутри шарика для пинг-понга. Но знание этого тренда может позволить спланировать тайминг и маршрут с более подходящим рельефом и неплохо покататься даже в молоке, например по лесу.

Безусловно это не единственные факторы, влияющие на планирование наших бэкккантри выходов, коме этого есть еще и рельеф, человеческий факторы, наше снаряжение и наши физические возможности, но надеюсь мне удалось передать их значимость, а так же сделать вас чуточку более наблюдательным в отношении изменения погоды вокруг.

Наша основная задача понимать где в каждый отдельный момент находятся максимальные риски, и управлять ими за счет выбора того или иного рельефа для катания. И чем меньше у нас информации о погоде и состоянии снега, тем консервативнее наши решения и только постепенно, когда собрано много наблюдений и есть некоторая статистика можно быть чуть смелее. Но тут я скорее очень осторожный гид, чем спортсмен и не считаю зазорным где-то перестраховываться и не лезть на рожон.

Более детальное изучение всех этих процессов, а так же того как это работает на различном рельефе под влиянием человека, практические занятия мы включаем в нашу Школу Фрирайда для продвинутых райдеров, которые смотрят в сторону скитура и бэккантри, а так же на Школе Скитура.

Добавить комментарий

[contact-form-7 id="11075" title="Контактная форма"]