Интервью Оксана Чекулаева: “Я путешествую вслед за хорошим снегом и летной погодой”
Оксану Чекулаеву никак не назовешь обычной девушкой. Прорайдер The North Face и Jones Snowboards, чемпионка России по фрирайду 2013 года, участник и призер международных соревнований FWQ (Freeride World Qualifier), курсант школы горных гидов России под руководством специалистов из Канады и просто гиперактивный путешественник. На ее счету – многократные восхождения на Эльбрус (высшая точка Европы) и Акконкагуа (высшая точка Южной Америки). А с недавних пор она учится летать на параплане. Интересно? Нам тоже. Поэтому мы попросили Ксюшу рассказать о своей жизни подробнее.
Про то, чем занимаюсь
Мое основное занятие – это фрирайд, то есть катание на сноуборде вне трасс в больших горах. Причем, это не просто любимое занятие. Фрирайд для меня – источник вдохновения, идей новых путешествий и моя работа. За исключением пары месяцев в году, в горах я нахожусь постоянно. Это могут быть Кавказ, Альпы, Памир, Гималаи, Камчатка, Аляска – любое место с интересными рельефами и хорошим снегом. Получается сезонная миграция в поисках лучших спотов для катания.
Уже несколько лет совместно с друзьями и коллегами по российской школе горных гидов я организую бэккантри-лагеря в различных регионах нашей страны и за ее пределами. Плюс, делаю школу фрирайда, где мы обучаем основам лавинной безопасности, особенностям путешествий на сплитбордах и ски-туре за пределами трасс, а иногда – и цивилизации вообще. Все, что я делаю, можно посмотреть здесь: whitepeaks.ru.
Пускай все перечисленное я называю “работой”, рискованной и порой совсем не простой, уже давно это стало для меня чем-то большим. Например, способом делиться тем, что мне нравится, тем, что помогает чаще улыбаться жизни, знакомит с новыми ее гранями, открывает новые горизонты. Создавая какой-то трип, я всегда надеюсь, что если место понравилось мне, то наверняка понравится кому-то еще.
Про отношения с зимой и снегом
Мне очень нравится зима. А так как я катаюсь на сноуборде, то, конечно, всегда ищу снег. Летом за ним нужно либо ехать в южное полушарие, либо подниматься довольно высоко в горы. Например, на Эльбрусе гарантированно лежат 2 вертикальных км снега. Так что в это время года я работаю гидом именно там: вожу группы альпинистов на вершину. Иногда спускаюсь на доске. В перерывах летаю на параплане.
Поработать гидом удается и за пределами России, например, во Франции или Аргентине.
Горы и снег для меня – это два очень мощных элемента. А бэккантри, эдакая смесь горного туризма и фрирайда, позволяет быть гораздо ближе к природе и подзаряжать собственные «батарейки». К тому же очень приятно видеть вокруг довольные лица и ощущать, что ты к этому причастен.
Про свой путь
К тому образу жизни, что веду сейчас, я пришла довольно естественным путем. Просто всегда была активным ребенком. Например, мы с друзьями постоянно лазили по крышам, плавали на самодельных плотах по стройке, летали на тарзанке. К тому же с четырех лет я занималась в школе фигурного катания. Позднее ходила в детский туристический клуб с кучей различных секций, от каякинга до парашютизма. Честно говоря, в душе я и осталась тем любопытным ребенком, которому хочется все разведать и везде залезть. Изменились игрушки и размеры игровой площадки.
Это совсем не сложно – делать то, что тебе нравится, особенно, когда помогает много хороших людей. Были моменты, когда казалось, что ничего не выйдет. Но если искренне любить то, чем занимаешься, и действительно стараться, чтобы получилось, рано или поздно все становится возможным.
Про перемещения в пространстве
За прошлый год я садилась в самолет минимум 23 раза, 10 раз ездила на автобусах дальнего следования, 4 раза на пароме и 7 раз летала на одномоторном самолете. Это не считая перемещений на вертолете. Я путешествую вслед за хорошим снегом и летной погодой. В среднем в Москве бываю каждые 2-3 месяца по неделе.
Конечно, было бы здорово путешествовать с командой, но у всех гидов, кто работает в горах, есть свое расписание. Иногда бывает, что я работаю с кем-то из друзей с одной общей группой или географически в одном месте. Тогда в свободное от работы время мы можем где-то прокатиться в свое удовольствие или поснимать фото и видео.
Про жизнь в городе
Бывает, что хочется отдохнуть от приключений, пожить в городе подольше. Но сидение на одном месте довольно быстро вгоняет меня в тоску. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне физически необходимо активно двигаться, перемещаться. Каждый раз, тренируясь в зале (функциональный треннинг), немного сожалею о потраченном времени – ведь, даже катаясь на байке по лесу, можно получить ту же нагрузку, а в придачу – массу удовольствия. От запаха мокрой травы, от теплого солнца, от новой тропинки, которую случайно нашел. Или даже от дождя – это всего лишь вопрос правильного снаряжения.
Про путешествие на Аляску
Благодаря лыжным фильмам, которые в основном снимаются на Аляске, все фрирайдеры планеты мечтают однажды оказаться в этой мекке фрирайда. Я не исключение.
Перед поездкой казалось, что об Аляске я знаю все и одновременно ничего. Наверняка бы так и продолжала мечтать дальше, уверенная, что путешествие случится разве что в одной из следующих жизней. Но все получилось, как получилось. Рано или поздно все становится возможным, помните?
Просто в ноябре прошлого года я наконец купила параплан и отправилась летать в Покхару, Непал. На Новый год, спустя месяц полетов в компании друзей, я уже ехала в джипе, обклеенном стикерами RedBull X-Alps, куда-то в восточную часть страны – мы хотели облетать новое место. Это было очень весело, хоть и крайне рискованно, потому что летать в горах я только начала и мало что знала. Зато ехала с одними из лучших в мире пилотов. Ребята подсказывали, как и куда лететь, а я быстро училась. После возвращения из поездки продолжила летать вместе с теми же пилотами. Один из них, как оказалось потом, работал пилотом вертолета в хели-ски компании SEABA в Haines, АК. И хоть на Аляске именно с ним мы так и не встретились (за неделю до моего приезда Seaba закрыла катание и мой друг уехал в Вальдиз), я очень рада, что нашлась причина, подтолкнувшая меня на эту авантюру.
Самым удивительным был первый день хели-ски (когда к месту старта спуска райдера доставляет вертолет). Все эти сахарно вкусные гребни с невероятными надувами, подушками и крутыми заходами в кулуары. Потрясающе пушистый снег. То, что видишь в лыжных фильмах, не может передать даже малую долю того, как все на самом деле круто и каких гигантских размеров эти горы. Но об этом будет отдельный рассказ чуть позже. Кроме отличного катания, со мной случилось еще много интересного: повезло увидеть северное сияние над Тихим океаном, природное явление “Red Moon”, пережить землетрясение, побывать в ледяном лабиринте ледника Mendenhall, попробовать королевского краба, свежепойманных устриц и кижуча, полетать с буш пилотом (bush pilots – так здесь называют пилотов маленьких одномоторных самолетов, способных приземляться на снег, воду и другие неподготовленные посадочные площадки) ) Drake Olofsen рядом с районом, где снимали фильм о фрирайде “Further” (further- англ. Дальше). Кстати, не так уж и далеко это место. Удивило то, сколько на Аляске русских имен и слов. В Джуно я нашла сразу два сувенирных магазина с матрешками, Дом России, кафешки “Пельмени” и “Самовар”, русскую православную церковь. А на карте практически все названия – это русские имена.
Первая иллюзия, которая разрушилась еще по дороге, при пересадке в Нью-Йорке – это то, что я знаю английский. Поначалу приходилось часто переспрашивать и вслушиваться в каждую фразу. Особенно это касалось радиосвязи. Второе критическое заблуждение – что здесь толпы фрирайдеров, и я без проблем найду компанию покататься. Это не так. Мне просто сильно повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Джуно и, тем более, Хейнс – это очень маленькое комьюнити местных райдеров. По численности можно сравнить с нашей Камчаткой. А может быть, даже меньше. К тому же ски-тур без снегоходов, ратраков или вертолета здесь практически невозможен. А одному ходить опасно, потому что в округе всюду водятся медведи и лоси.
Было забавно как-то раз заблудиться в тумане с местным гидом. На мой вопрос, как такое могло случиться с человеком, который знает эти горы как свои пять пальцев, он ответил, что вообще-то мы уже не на Аляске, а в Канаде.
Про то, как путешествия влияют на характер
Путешествия учат быть терпимее к людям и их различиям, учат быстро приспосабливаться. Со временем начинаешь понимать, что в любом месте можно встретить как хороших, так и не очень людей, и это не зависит от их национальности или религии. Но в большинстве мест, если ты улыбаешься и добр к людям, они отвечают тебе взаимностью. Я много хочу от себя и так же много ожидаю от людей, которые меня окружают. Горы и постоянные приключения – не для слабых духом и абсолютно точно не самый простой путь в жизни.
С одной стороны, я ощущаю себя человеком мира. С другой – всегда ценила и ценю, что родилась в России. Ребята, у нас просто отличные возможности для фрирайда, чуть ли не лучшие в мире! Потому что это а) дешевле, б) мало народу с широкими лыжами и большими сноубордами, в) мало трасс, г) есть Красная Поляна, Чегет, Эльбрус, Камчатка и куча других мест для катания, которыми можно гордиться.
Про то, что делать, когда хочется путешествовать
Чтобы много путешествовать и жить той жизнью, о которой мечтаешь, нужно просто этого захотеть. Надеюсь, что мой рассказ и пример убедит вас в том, что все возможно. Жизнь слишком коротка, чтобы откладывать ее на потом.
Текст: Оксана Чекулаева, Анастасия Чепуров
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.