Восхождение на Эльбрус и спуск на лыжах и сноуборде 2017

Хотелось бы начать свой рассказ с небольшой предыстории, с того, как вообще появилась эта идея со спуском на сноуборде с высшей точки Европы, Эльбруса. В Марте 2016 года мы, с Вовой и компанией ездили кататься на Чегет и Эльбрус и это, пожалуй, была одна из самых безбашенных и насыщенных поездок в плане эмоций, катания и всего того, что с нами происходило! Чегет считается одной из сложнейших горнолыжных гор в мире, а Эльбрус считается самым высокогорным горнолыжным курортом в Европе! Приезжая на поляну Азау, первое, что бросается в глаза, это огромный баннер с главным слоганом приэльбрусья: «В Европе выше не катаются!» и это действительно так!

Роман Валиев, участник программы

Погода в Приэльбрусье очень не стабильная и сам великан, Эльбрус , чаще всего прячется в облаках от глаз людских! Так и в марте было именно так. За пять дней катания, вершина показалась нам всего единожды, все остальное время она скрывалась в облаках. В один из последних дней мы решили заброситься до высоты 4400 на снегоходах, до конца гряды, что бы полюбоваться видами, которые открываются с этой высоты на Кавказкий хребет, который и разделяет Европу и Азию. Виды были просто сумасшедшие! И нам даже открылся сам Эльбрус на некоторое время. Посмотрев на вершину, казалось, что она совсем рядом, что вот чуть чуть пройти и ты на вершине, но все понимали, что это оптический обман и так просто туда не попасть. Но вершина так и манила к себе!

Так как я по совместительству являюсь фотографом, снимающим пейзажи и экстремальные виды спорта, мне всегда были интересны работы других коллег по цеху! И я наткнулся на Алексея Заводского, фотографа National Geographic Россия, а так же гида, который водит группы по великим Гималаям, а так же на Эльбрус. И в один прекрасный день я увидел у Леши анонс программы «Восхождение на Эльбрус и спуск с вершины на сноубордах и лыжах», и я понял, что это тот самый шанс, съехать с высшей точки Европы на сноуборде.

Я не стал терять времени, списался с Лешей и стал участником этой программы! Далее были месяцы подготовки к восхождению, чтение литературы и прочие моменты. У меня были немного не правильные понятие о том, в каком состоянии надо подходить к восхождению. К восхождению нужно находиться в 70% от своей максимальной физической формы, а остальные 30% должны набраться во время восхождения. Нельзя загонять себя перед восхождением, что я к сожалению сделал, и перед отъездом я чувствовал накопленную усталость и не было свежести, что меня сильно беспокоило.

Вся моя подготовка складывалась из катания на велосипеде на дистанции свыше 30км 1-2 раза в неделю, а по выходным я исправно ходил по горам с различным рельефом и большим набором высоты, что бы подготовить свое тельце к стрессовым ситуациям, связанным с высотой и нехваткой кислорода. Кстати хотелось бы немного сказать о покупке билетов. Если вы собираетесь лететь летом со сноубордом, это может оказаться весьма проблематичным и затратным мероприятием! Например у Аэрофлота , акция, по бесплатному провозу горнолыжного снаряжения действует только до 15-го мая, а далее пассажир должен платить 100 евро за негабарит. Это очень меня удивило, т.к я не думаю, что летом найдется много людей, которые будут перевозить горнолыжное снаряжение! Могли бы сделать провоз и бесплатным круглый год. Летел я в общем Utair. Они в этом плане очень доброжелательны и с собой я мог взять в общей сложности 56 кг!

И вот настал этот волнительный момент, момент отлета! Вещи собраны, снаряжение собрано! Ну что, как говорится, в добрый путь! 2 дня я провел в Москве, Спасибо Ярику и Свете, за то, что приютили меня на время пребывания в столице! Пашка с Олей выгуляли меня по Москве, показали местные достопримечательности, за что им отдельное большущее спасибо, а утром улетел в Минеральные воды, где собиралась наша группа для восхождения. Леша нас встретил около выхода из аэропорта мы погрузили вещи в машину, но т.к все участники прилетали разными рейсами, у нас было пару часов свободного времени, что бы пообедать и съездить в Пятигорск, который находится в 30-ти километрах от Минеральных вод. Пообедав, мы вернулись в аэропорт Минеральных вод, что бы забрать оставшихся участников и двинуться в пункт назначения – поселок Терскол, который находится у подножия Эльбруса.

Приехали мы к вечеру, Терскол встретил нас проливным дождем) Побросав вещи в номера мы отправились на ужин, где нас ждало первое собрание и обсуждение планов на ближайший день. Здесь же к нам присоединилась и жена Леши, Оксана Чекулаева с Лехой младшим.

В первый день программы акклиматизации мы должны были подняться на гору Чегет, откуда открывается шикарный вид на Эльбрус, но из-за того, что на Чегете было много рыхлого и мокрого снега, было решено изменить маршрут и пойти в ущелье Ирикчат и побродить там. Поход начинается из поселка Эльбрус, тропа резко забирает вверх и уходит вдоль реки в ущелье, по которому мы собственно и шли. Погода была замечательная, солнце светило прямо в глаз.

Внизу настоящее лето, все зеленое, цветет, а как же прекрасен запах хвойного леса после дождя, прост не описать словами! Кстати по этой же тропе, через ущелье Ирикчат начинается восхождение на Эльбрус с восточной стороны! Дойдя до водопада, мы отдохнули, пофотографировались и двинулись в обратный путь. Это был лайтовый походик общей протяженностью 12 -13 километров. Спустившись в поселок, отправились на обед. Наверно все уже знают, что я безумно люблю Кавказ! Куда ни зайди, еда будет очень вкусной вне зависимости от того, что вы закажете! Мы отведали хачинов, шашлыка и вкуснейшего травяного чая! Вечер мы провели за бильярдом и обсуждением дальнейших планов.

Утром я проснулся от того, что мне прямо в глаз светило солнышко, настроение сразу поднялось, а тем временем на 2-й день нам предстоял подъем на канатке до станции мир (3500м) и совершить акклиматизационных выход до бывшего Приюта 11. Высадившись из канатки на 3500, к нашему удивлению повалил снег, и все вокруг затянуло густой облачностью. Лыжники наклеили камуса и на скитуре пошли вверх, а мы с Денисом пошли пешком, т.к мы сноубордисты. До этого много слышал о том, что можно не тащить сноуборд на себе, а привязать его на тросе и везти за собой, мне непременно захотелось испробовать этот вариант, т.к носить на себе каждый день пяти килограммовый сноуборд мне не очень хотелось))) Что могу сказать, я так и проходил все дни со сноубордом на веревочке, но обо всем по порядку)

Первый и второй день с нами возилась Оксана, в то время как Лехи развлекались внизу. За 45 минут мы дошли до бочек и сделали привал. Первый час я всегда расхаживаюсь, поэтому передвигаюсь крайне медленно. Далее, погода испортилась еще сильнее, и дорогу до Приюта 11 видно совсем не было, шли, что называется на ощупь, по вешкам вдоль горнолыжной трассы. И вот, наконец, мы добрались до Приюта 11. Сам приют сгорел в 1998 году и сейчас на его месте залиты сваи под новый приют, который обещают возвести в ближайшее время. Приют 11 когда то считался самым высокогорным приютом Европы. А бывшая дизельная превратилась в приют, в котором люди останавливаются для дальнейшей акклиматизации. Место очень атмосферное, повсюду висят флаги разных стран, автографы, надписи. В общем, там очень уютно! Выйдя из приюта, думали начать спуск, но увидев, что облачность висит буквально в сотне метрах над нами, решили заброситься на снегоходох до конца гряды, что бы уехать выше облаков! Панорама открылась просто бомбическая! Посидели, хлебнули чайку, встегнулись и рванули вниз за Оксаной. Спустились с 4400 до станции Мир 3500м и вернулись обратно в гостиницу.

На следующий день нас ждало переселение в высокогорный приют на высоте 3900 метров, где мы должны были жить вплоть до самого восхождения. Вечером обсудили планы, погоду, проверили снаряжение. Утром собрались, и со всеми авоськами двинулись в сторону канатки. Перенос кучи вещей с одной канатки на другую, это, я вам скажу, отличная замена тренажерному залу))). На это мы потратили часа 3, а с 3500 нас забрал ратрак и отвез нас в наше жилище на высоте 3900м. Погода в этот день стояла просто идеальная! Ни облачка, ни ветра! Одним словом это был идеальный день для восхождения, но нам еще предстояло работать и работать над акклиматизацией, а вот дальнейший прогноз очень сильно настораживал и не внушал оптимизма!

Наш приют представлял собой строительный вагончик, в котором, к слову, стояли пластиковые рамы и отделан изнутри он был достаточно прилично. В вагончике было 10 спальных мест. 5 двух ярусных кроватей. Есть свет, матрацы, одеяла, но не было обогревателя. Благо Леха прихватил с собой небольшую малютку под названием «ветерок», который буквально жарил нас всю ночь, нам даже приходилось дверь открытой на ночь оставлять, что бы поступал свежий воздух.

Душа естественно нет, а туалет на улице. Еще до поездки я был наслышан о знаменитых Эльбрусских туалетах, в которых часто дует ветер такой силы, что бумажки вылетают снизу и приклеиваются к потолку)))).

Оксана, кстати, доверила мне свой сплитборд, за что ей огромное спасибо. Два дня я ходил на сплите, как и лыжники. Разместившись в вагоне, мы переоделись и надо было идти на акклиматизационных выход до конца гряды, т.е до высоты 4400 метров. Я до этого никогда не ходил на скитуре, а тут появилась такая возможность на сплите. Естественно я ей сразу же воспользовался и попер вверх. Оказывается, при такой ходьбе есть много нюансов, которые пришлось постигать на ходу и учась и у более опытных товарищей. Что могу сказать, мне понравилось!

Дошли до 4400, встегнулись и рванули вниз. Тут я начал чувствовать, что меня накрывает горняшка. Спустившись к вагону, меня совсем накрыло, голову стало разрывать от боли. Погода была замечательная, а время близилось к закату. Свет стал очень мягким, золотистым. Поужинав, и было самое время выходить с камерой на съемки заката. Закат был просто бомбическим, цвета переливались из ярко золотистого в фиолетовый и свет был очень нежным. Голову разрывало все сильнее, но я понимал, что судя по прогнозу, такой погоды больше не будет и надо подождать ночи и сделать хоть несколько кадров звездного неба, ведь второго шанса уже может и не быть, к слову так и случилось. На ночь Леха дал аспирина и волшебную пилюлю под названием «Диакарб».

Проснулся я в отличном состоянии и о вчерашней горняшке ничего не напоминало. Погода с утра уже была ужасной. Все затянуто густой облачностью, валит снег, дует сильный ветер. А нам предстояла подняться до верха скал Пастухова (4700м) Дойдя до гряды, мы вышли на открытое пространство, ветер стал дуть еще сильнее, а облачность еще гуще. В Итоге добраться до конца скал Пастухова нам не удалось, и мы остановились на высоте 4500м. Поняв, что дальше идти нет никакого смысла и сил, мы рванули вниз к нашему жилищу. Прогноз на последующие дни не радовал, абсолютно никаких улучшений не планировалось впереди. Нам оставалось только скрестить пальцы, и надеяться на то, что прогноз немного сместится, или циклон ослабнет. Запал у всех сразу поубавился.

За ужином Леша нам сказал, что у нас есть запасной день и стоит в этот день сходить на высоту 5100, для лучшей акклиматизации. Мы естественно не стали противиться, и решили сделать это. К ночи начался настоящий снежный буран! Снег валил со страшной силой, дул сильный ветер. Легли спать, дверь как обычно оставили слегка приоткрытой, для циркуляции воздуха. Я просыпаюсь в 4.30 утра от того, что кто-то долбится в дверь, причем очень яростно. Я думаю, блин, кого там принесло вообще в такое время. Поднимаю голову и вижу такую картину: в эту самую щель нам намело полное кресло снега, вещи, которые лежали на спинке кресла, тоже замело снегом, в том числе, рацию, розетки, шлем и в проем. А Тома, проснувшись, увидев все это безобразие, пыталась закрыть дверь, но ей ничего не удавалось, т.к в проходе было очень много снега, а дверь так и вовсе повело и она перестала закрываться)))).

19095493_10210335465606426_5114993599836546179_o

За ночь выпало около метра свежего снега, настоящего паудера! Да, это вам не весенний и не летний снег, это настоящий пухляк!) Выбравшись наружу из занесенного вагона, мы поняли, что никакие 5100 нам сегодня не светят. Леха предложил сходить для разминки до приюта 11 и спуститься обратно к вагонам, так сказать прогулка для разминки. Не видно было ни зги, шли и ориентировались по вешкам, а обратно, и вовсе спускались по прибору. Прогноз становился только хуже. 1.5 суток сидеть в вагоне и ждать у моря погоды никому не хотелось. Было принято решение собирать все вещи и возвращаться вниз. Я естественно этого не хотел, но у нас была группа и один в поле не воин. Собрались, погрузили вещи в ратрак и расстроенные поехали вниз, к канатке. К ужину спустились в Терскол, в гостиницу. Договорились собраться на ужине и обсудить дальнейшие планы, что делать вообще и как быть.

19105870_10213284444768386_8374465614704571865_n

Я постоянно сидел в телефоне и тыркал сайты с погодой, в поисках хоть малейшего окна, но прогноз был неутешительным. Ветер в 50 км/ч, но прогноз сдвинулся и на субботу на весь день обещали ясную погоду, без единого облачка. Хоть что-то радовало. За ужином Леха сказал, что в такую погоду не ходят. Что при ветре в 50, порывы могут доходить до 100 и ветер такой силы просто может сдуть со склона. Оксана это подтвердила, что шансы, на то, что мы взойдем, близки к нулю, а именно расцениваются в 15-20%. Оксана предложила всем два варианта того, что мы можем выбрать:
1. Гора стояла, стоит и будет стоять и всегда есть возможность приехать и попробовать еще раз.
2. Вторым вариантом было попробовать рискнуть, ведь за попытку рискнуть никто не убьет , а удача может и повернутся лицом и все может сложиться!

19453070_10210408717437676_3873183591545754129_o

Я думаю, мне не стоит писать, какой вариант я выбрал сразу, не раздумывая. Ребята не были настроены настолько оптимистично. Итог ужина был таков: Мы с Лехой вдвоем идем на попытку штурма, остальные идут гулять внизу по ущелью. Это было сложное и волевое решение, но у меня был очень боевой настрой, я хотел биться до конца. Даже если бы погода не позволила совершить штурма, я бы, по крайней мере, не корил себя в дальнейшем, что не попробовал. Ведь попытка это лучше, чем опустить руки и идти гулять по ущельям, не за этим я ехал. Я ехал за вершиной. После ужина мы пошли играть в бильярд с ребятами. Я яро старался их переубедить, приводя различные аргументы в пользу того, что надо сделать эту попытку, даже если она будет неудачной, ведь что, зря мы 4 дня проходили акклиматизацию, делая выходы порой в отвратную погоду. Сошлись на том, что ребята к утру примут окончательное решение по прогнозу.

photo_2017-06-27_00-38-52

Меня успокаивало то, что Леха согласился уже идти со мной вдвоем и свою попытку я бы сделал в любом случае, но хотелось бы, что бы и ребята ее сделали! На этой нотке, мы разошлись по номерам и легли спать. Встретившись на завтраке, ребята меня обрадовали, и сказали, что тоже готовы идти на вершину. В час для мы встречаемся с Лехой, заезжаем в прокат, берем самые теплые вещи, которые там только есть, т.к с учетом ветра обещали -33 градуса мороза, вот тебе и лето и июнь месяц)))) Леха взял с собой остатки продуктов, которые мы не использовали, и мы поехали снова на 3900 в наше жилище!)

Добрались мы уже ближе к закату, а т.к нас ждал ранний подъем в 2 часа ночи, нам следовало лечь спать по раньше. Мы поужинали, я немного поснимал закатные виды и мы отправились в вагон, что бы собрать и подготовить снаряжение для восхождения, и улечься спать. Тем временем, наступило уже 10 часов вечера. Все легли спать, свет в вагоне погас. Меня мучало внутреннее волнение, я лежал, ворочался. На улице завывал сильнейший ветер. Меня не покидали мысли о том, что ветер может и не стихнуть и тогда наши планы по штурму вершины, могут просто рухнуть и ни на какой штурм мы не пойдем, т.к как сказала Леша ранее, в такую погоду не ходят. Часам к 12 ночи ветер постепенно стал стихать и к половине первого, его уже совсем не было слышно. Я немного успокоился и мне, даже, удалось поспать 1.5 часа.

В 2 часа ночи подъем, контрольный выход на улицу, для выяснения обстановки. На небе ни облачка, ветра нет, штиль. Тут я просто засиял от радости и стал понимать, что попытке восхождения, БЫТЬ! На штурм собрались вчетвером, Леша, я, Денис, Дима. Мы быстро пошли на кухню завтракать, а потом быстро одеваться, т.к в 3 часа за нами должен был заехать ратрак и забросить нас до высоты 4700м, конец скал Пастухова. Выгрузившись из ратрака, закралось сомнение, а не наврал ли прогноз с ураганным ветром?! Погода была на удивление спокойной, никакого ветра, полнейший штиль. Мы тронулись вверх. Первый привал был запланирован на отметке 4950м, около сломанного ратрака. Отдохнули, хлебнули горячей водички и тут началось самое интересное. Сверху начал дуть достаточно сильный ветер, и мы стали понимать, что прогноз то не врал и нам придется биться за вершину!

photo_2017-06-27_00-39-13

Далее мы дошли до полки, это было последнее место для привала, т.к на косой полке останавливаться нельзя, а уж разворачиваться и раскладываться на привал так тем более, внизу трупосборник, который ожидает очередных туристов в свои ледяные объятья. Остановившись перед самой полкой, стали понимать всю серьезность ситуации, ведь ветер уже дул совсем не шуточный. Дима стал немного отставать. Мы с Денисом решили пойти немного вперед, а Леша с Димой остались посидеть. Продвигаясь все дальше и дальше по полке, нас Денисом в буквальном смысле начало сдувать с полки, Порой порывы ветра были такой силы, что нам с Денисом приходилось ложиться на склон, что бы нас не сдуло. Но мы с Деном шли по расписанию и за 4 часа мы добрались с ним до седловины, а Леши с Димой до сих пор было не видать. Подходя к седловине, встретили пару групп, которые шли в обратном направлении.

19366469_1281345631974267_8141877299437683056_n

Увидев нас, со сноубордами, они очень удивились и стали расспрашивать, какова наша цель и куда мы вообще собрались в такую погоду?! Мы твердо ответили, что собрались съехать с вершины на лыжах и сноубордах, на что они нам улыбнулись и пожелали удачи, сказав, что до вершины они не пошли и приняли решение на седловине развернуться и пойти обратно, из-за сильного ветра. Тут в голове закралась мысль, а не сумасшедшие ли мы вообще))? Стали вызывать Леху по рации, он не отвечал, связи не было. Денис решил пойти в сторону вершины, а я пошел искать Леху. Двинулся с седловины обратно, в сторону полки и встретил Леху с Димой. Дима шел тяжело, Леша забрал его и свои лыжи и повесил на рюкзак. Ему было не легко, т.к парусность от двух пар лыж, создавалась очень большая. Приходилось постоянно бороться с порывами ветра. Мы собрались на седловине и стали думать, что делать дальше. У Леши сломалась одна кошка, я на полке посеял ледоруб, Дима был очень уставшим. Было принято решение оставить Лешины и Димины лыжи на седле и весь лишний груз. Мы же с Денисом пошли со сноубордами, как и планировали.

Начался самый адский участок подъема. Дул сильнейший ветер, снега на склоне практически не было! Лед, слегка присыпанный свежим снежком. Тропа мало того, что идет траверсом с резким забором вверх, так она еще и наклонена и нет никакой возможности поставить ногу на всю плоскость подошвы, а приходилось держаться только на боковых зубьях кошек. По мере набора высоты тропа становилась все круче, а прямо под нами, внизу были скалы. Права на ошибку просто не было! Прямо перед нами, в 3-4 метрах от нас порывом ветра сдувает девушку. Она делает кувырок через голову и на пятой точке по льду улетает в самый низ, до седловины, чудом пролетев мимо скал. Пролетев метров 150, она чудом встала и сама пошла. Тут становится еще страшнее и понимаешь, что права на ошибку нет совсем. Я ведь еще и без ледоруба и шансов остановиться в случае срыва у меня не будет никаких. Тем временем Леха уже дошел до перил. Я решил не рисковать, попросил Леху кинуть мне веревку, что бы встегнуть ее в систему и на случай срыва повиснуть на веревке. Пройдя этот страшный участок, мы выходим на вершинное плато!

Сил уже практически не было, все силы были отданы на борьбу с ветром. Начинает сказываться отсутствие кислорода. Что бы сделать один шаг, нужно было сделать два вдоха. Нам осталось пройти около сотни метров по пологому плато и подняться на вершину, которая находится на небольшом пригорке. Поднявшись на вершину, я просто рухнул на колени и не мог поверить, что вот она, ВЕРШИНА, я добрался до нее. За мной поднялись Денис и Дима, сил у них тоже практически не было, так же рухнули на снег и просто лежали пару минут. Подъем занял 8 часов и 25 минут. Это очень не солидный результат. Обычно ходят за 5-6 часов. Но для нас это было не столь важным в те минуты. Нам нужно было как можно скорее спускаться вниз, т.к нам надо было спуститься в поселок Терскол в этот же день, потому что в воскресенье мы уже улетали. Пофотографировались, записали небольшой видос и стали быстро готовиться к спуску.

Мы с Денисом рванули вниз на сноубордах, с самой вершины, а Леха с Димой должны были спуститься пешком, т.к лыжи они оставили на седловине. Мы договорились, что будем ждать их на седловине и подготовим все вещи к спуску. На сноуборде я чувствовал себя намного увереннее, нежели в кошках на этой страшной тропе. Спуск у меня не вызвал никаких проблем. Я спокойно спустился до седловины, даже получил немного удовольствия от катания по снегольду)). Дождавшись ребят на седловине, собрали вещи, и начали быстро спускаться. Ребят накрыла горняшка, нужно было сбрасывать высоту как можно скорее. На спуске обогнали кучу групп, которые спускались пешком и начале это делать за долго до того, как мы поднялись на вершину. Если считать чистое время, то спустились мы на сноубордах минут за 20-25. Вернулись в приют, собрали вещи и скорее вниз, в Терскол! Все были очень уставшие, но счастливые и довольные. Вечером нас ждал праздничный ужин. Отметили, выпили пару бутылочек пива поболтали и разошлись по номерам собирать вещи, т.к утром нам предстояла дорога домой. Погуляв немного по Пятигорску, мы разлетелись по домам.

Хотелось бы поблагодарить команду The White Peaks, в составе которой мы совершили успешное восхождение! Леха, Оксана, спасибо Вам большое за это увлекательное и интересное восхождение. Узнали много интересного и приобрели очень важный и нужный опыт восхождения на пятитысячник. Спасибо всем ребятам, с которыми мы жили бок о бок эти 7дней! Это был незабываемый отдых !
Немного о том, что мы сделали. Как сказал Леха, это было на грани допустимого риска, и так делать не стоит. Но я рад, что все случилось именно так, как случилось. Мы проявили силу воли, выдержку, терпение в награду за это гора нас пустила и мы достигли вершины и что не маловажно, мы с нее спустились!
Спасибо моим близким и друзьям, которые верили в меня и ни капельки не сомневались в моих возможностях! Это и мне придавало уверенности в себе и своих силах!
Таким выдалось мое восхождение на мой первый пятитысячник. Я думаю, что на этом не остановлюсь. Жизнь покажет, всем спасибо, кто дочитал до конца