Риск менеджмент во фрирайде. Часть 1. Инстинкт самосохранения

Нас всех когда-то спрашивали: а опасно ли это, кататься вне трасс? На что большинство отвечает, что нет, иногда добавляя, не опаснее, чем водить машину – кажется это наиболее распространенный ответ 🙂 Но возможно, мы не совсем честны и не только перед наивным собеседником/-цей, но и перед собой.

Цифры не врут и за последнее десятилетие количество несчастных случаев во фрирайде не уменьшилось. Каждый год происшествия по всему миру да и в России как среди любителей, так и среди профессионалов продолжают напоминать об этом.

Только за прошлый сезон: крупная лавина в Тине, Франция, погибло 4 человека, большая лавина в Курмайор, Италия и также несколько погибших, семеро человек на Чегете… и это только малая часть того, что на самом деле происходит. При том что мы говорим о горнолыжных курортах, где работает огромное количество стафа и техники для того, чтобы минимизировать риски, что уж там говорить о зоне беккантри?!

Фото: ски-тур на Малый Когутай. Алексей Заводский

Так что последнее время я предпочитаю отвечать на этот вопрос:

«ДА, это ОПАСНО! Но оно того стоит!»

Меняет ли осознание рисков, потеря друзей в лавинах отношение к катанию? Конечно ДА! Но, лично для меня это не достаточный аргумент, чтобы совсем перестать кататься вне трасс. Ощутив однажды свободу катания по целине, путешествий и исследования новых мест уже достаточно сложно перестать это делать, особенно если это еще и твоя работа. Поэтому единственный путь, который я выбрала для себя – это активное изучение, осознание происходящего вокруг, которое позволяет управлять этими рисками, ведь риск это не всегда плохо. Порой это дает нам ШАНС получить нечто большее, испытать новые ощущения, получить новый опыт, стать немножечко лучше.

Соревнования Rosa Khutor Freeride Contest. Райдер: Идрис Узденов, фото: Алексей Заводский

Чем опаснее мы воспринимаем фрирайд, тем безопаснее это может быть. Парадоксально, не так ли?

Каждый раз подходя к красивому склону без следов, мы рискуем и только наши знания и адекватные действия в нужный момент помогают нам вернуться домой живыми и невредимыми. Но так же вы должны понимать и принимать, что в горах не может быть 100% безопасно, так как мы имеем дело со Стихией и бывают ситуации, в которых чтобы что вы не сделали, этого будет недостаточно. Тем не менее, имея голову на плечах, вполне реально кататься по целине долго и счастливо. Даже просто соглашаясь, что ЭТО ОПАСНО, все наше поведение меняется.



Роза Хутор. Райдер: Татьяна Пьянкова (Минеева), фото: Алексей Заводский

Большая часть проблем, с которыми вы можете столкнуться – это последствия:

  1. Незнание или игнорирование информации. Все знать конечно невозможно, но чем лучше вы понимаете природу изменений в горах, тем лучше вы справляетесь с вопросоми прогнозирования
  2. Недостаточная тренированность либо неувернная техника катания
  3. Переоценка собственных сил, либо  кого-то из участников вашей группы
  4. Не умение расчитывать свой маршрут и предугадывать хотя б в общих чертах поведение снега на диких склонах.
  5. Человеческий фактор
  6. Плохо подобранное снаряжение 

и т.д.

И лишь небольшая часть остается на долю случая, кокоторый никто не в силах просчитать, когда случаются инциденты, где мы бессильны что-то изменить. Но тем не менее они есть.

Получается что опасность кроется не в самом факте катания вне трасс, а в том кто и как это делает?

Красная Поляна. Райдер: Михаил Малюгин, Фото: Оксана Чекулаева

Что же заставляет нас идти на РИСК?

Думаю, что наиболее типичные цели – это в первую очередь самоактуализация  – выявление и развитие своих возможностей, преодоление и расширение границ того, что ты делаешь, либо самоутверждение – стремление доказать себе и другим, что ты можешь. Конечно, есть  и другие цели и об этом чуть позже. Но одно дело, когда ты идешь к этому путём долгой и трудной работы над собой, упорно тренируешься, работаешь над техникой катания, постепенно наращивая свой спортивной уровень. И в этом случае работает правило:

Чем выше мастерство – тем меньше риск и тем выше результат. 

И совсем другое дело, когда профессионализм заменятся бравадой. Очень часто, мы видим проезды крутых лыжников на соревнованиях, либо в лыжных фильмах, но мало кто знает сколько лет и насколько много сил было потрачено человеком, для того чтобы так кататься.

Конечно, вы можете попробовать так же прыгнуть с 10 метровой скалы, либо проехать крутой кулуар,  не имея при этом должного уровня катания и перескочив несколько ступеней, но только степень риска при этом будет запредельной.

Повышение планки приемлемого риска – это один из самых дорогих способов повысить результативность катания (выбирать сложные линии, ехать быстрее, прыгать выше), который, возможно, хорош для соревнований/съемок, но не для обычного катания. Потому что цена его – это как правило ваше здоровье, либо  жизнь. Непомерное тщеславие несовместимо с мудростью.

Ски-тур в Абхазии. Райдер: Оксана Чекулаева Фото: Алексей Заводский

Я не говорю, что нужно стараться делать только то, что вы умеете, иногда полезно выйти из «зоны комфорта», но во фрирайде лучше двигаться маленькими шажочками и следуя правилу  step by step.

Понимание происходящего в горах дает нам каркас, на котором базируются наши решения и без него невозможно хоть как либо прогрессировать, но оно не приходит мгновенно.

Мы развиваем свое понимание, наблюдая за другими, обучаясь, анализируя и размышляя, задавая вопросы более опытным коллегам, увеличиваем «накат» и лишь затем начинаем воспринимать весь процесс в целом.

С опытом все больше действий будет выполнять ваш «автопилот», а ваша голова будет занята планированием будущих действий. Думая постоянно о тысяче вещей, перескакивая с одной мысли на другую, в условиях стресса просто невозможно принять какое-нибудь  адекватное решение.

Домики на Бзерпенком карнизе, Красная Поляна. Фото: Алексей Заводский

Уже к возрасту одного года вы отлично знаете, что падение причиняет боль. И то что можно упасть на лыжах или сноуборде на крутом склоне и тем более после большого прыжка понятно любому, кто хоть немного тренировался на учебном склоне. Поэтому так или иначе, но страх во время фрирайда возникает у всех. И это нормально!

Соревнования Rosa Khutor Freeride Contest. Райдер: Алим Бербеков, фото: Алексей Заводский

Основной вопрос в наших амбициях и том насколько высоко/либо низко мы установили для себя степень приемлемости риска. Для одних чувство потери контроля за ситуацией может быть крайне неприятным, в то время как для других, абсолютная предсказуемость выглядит нестерпимо скучной. Причем в большинстве случаев, это может быть никак не связано с уровнем катания. В качестве примера, приведу две психологические крайности:

• «Слабоумие и отвага». Оптимисты, презирающие любые запреты, свято верят в то, что неприятности могут случится с кем угодно, но только не с ним. Этому очень способствует «положительная статистика» катания под надежным прикрытием лавинных служб курортов, либо в относительно спокойном по лавиноопасности регионе, плохая осведомленность, а так же некоторая полоса везения, когда удается вывернуться из неприятностей. Опасность такого подхода заключается в том, что из-за «уверенности, в своем бессмертии», такой человек при попадании в чрезвычайную ситуацию до последнего часто не воспринимает опасность и серьезность происходящего и не готов своевременно что-то делать, пока не становится слишком поздно.

• «Мы все  тут умрем!» Паникеры – пессимисты, которые боятся и шагу ступить в сторону от трассы, вздрагивая при малейшем сползании снега, сильно нервничающих  при любых новых переменных в катании, будь то свежий снег, либо незначительное увеличение крутизны склона. Такие люди сильно не уверены в себе и часто катаются только в уже известных местах, старательно избегая любого «выхода из зоны комфорта». Такая паранойя часто встречается после «полосы неудач», когда что-то долго не получается, либо после того как человек травмируется или напуган происшествием. Здесь работает правило: “Боишься- не делай, а если делаешь-не бойся!” Опасность такого подхода заключается в том, что попадая в чрезвычайную ситуацию, человек не способен действовать, парализованный страхом. Он или ничего не делает, считая, что будет только хуже, либо опаздывает с действиями или проще говоря «тормозит».

Конечно, в реальной жизни такие типажи редко встречаются в чистом виде. Но я думаю, что так или иначе мы все имеем те или иные склонности поведения.

Идеальным для безопасности будет сочетание умеренной уверенности в собственных силах и уважительного отношения к опасностям в горах.

Такой человек психологически и, что немаловажно, практически готов к попаданию в опасные ситуации, считая, что однажды это все же может случится, но при этом делает все, чтобы в такие ситуации не влипать. В чрезвычайной ситуации может испытывать и страх и удивление, но чаще всего благодаря своевременным и грамотным действиям успешно справляется с ситуацией. Здраво оценивает опасность и способен отложить спуск.

Соревнования Rosa Khutor Freeride Contest. Райдер: Григорий Корнеев, фото: Алексей Заводский

Благоразумная часть страха – это предохранитель, который зажигается каждый раз, когда вашей жизни или здоровью угрожает опасность. И в большинстве ситуаций он помогает принимать успешные в отношение безопасности решения. Но иногда этот инстинкт играет против нас. Часто в панике мы забываем важные вещи, либо действуем абсолютно не рационально. 

Под влиянием страха наше тело продуцирует выработку адреналина и норадреналина, которые помогают нам мобилизивать все наши способности. Именно поэтому мы часто слышим фразу о том, что для прогресса необходимо выйти из “зоны комфорта”. Но стресс хорош лишь до определенного уровня.

Ски-тур в Абхазии.  Фото: Алексей Заводский

В то время как стрессовые гормоны увеличивают возбуждение, мозг пытается обработать всю информацию, поступающую от ораганов чувств. Мощный поток звуковых и визуальных импульсов, вызывает перегрузку нашего главного процессора – мозга. Если в этот момент не взять себя в руки, то совсем скоро наш пульс поднимется до предельных значений (последние исследования говорят, что это пульс равный 175 ударам в минуту), колени начнут дрожать, тело потеть, но самое неприятное,  это вероятность возникновения так называемого «туннельного эффекта».

Когда вы страдаете от туннельного эффекта чувств, сиюминутная  осведомленность сильно падает и очень вероятно, что вы пропустите информацию, находящуюся на периферии и будете уже не способны принять рациональное решение.

В этот момент можно наблюдать ухудшение когнитивных (познавательных) процессов, периферийного зрения, утрату глубины восприятия, слуховое исключение. Выше 175 ударов в лучшем случае  остаются большие моторные навыки (приобретенные во младенчестве и раннем детстве, такие как ходьба, бег, и др.)

Соревнования Rosa Khutor Freeride Contest. Райдер: Идрис Узденов, фото: Алексей Заводский

Первым шагом в борьбе с «тунельным эффектом восприятия» является осознание происходящего. Как это не парадоксально, но в стрессовой ситуации достаточно сложно осознать, что вы в ней находитесь. Контроль стресса – один из лучших способов воздействия на все негативные последствия гормонального химического дампа, который изменяет ваши психологические, познавательные и физические характеристики. И в этом может помочь самый обычный пульсометр. Большинство современных часов позволяют настроить сигнал (это может быть звук/ вибрация), который будет оповещать вас о том, что вы приблизились к порогу ваших возможностей, после чего, осознав это, вы можете начать работать с тем, чтобы успокоиться. Для этого есть разные инструменты, но, лично мне, быстро собраться помогает интенсивное дыхание и концентрация на задаче, которую необходимо выполнить в данный момент. Любые мысли о негативных последствиях стоит откинуть, хотя бы потому, что это лишняя трата времени, а соображать в такие моменты нужно максимально быстро. 

 Контролируйте свой мозг и контролируйте страх. Старайтесь наблюдать за своими органами чувств и, если вы обнаружите, что ваше внимание фиксированно на одной задаче или одном звуке, сделайте сознательное усилие, чтобы разблокировать свои чувства от него и заставить себя распределять внимание и на периферию.


Соревнования Rosa Khutor Freeride Contest. Райдер: Андрей Золотоверх, фото: Алексей Заводский

Точно определите когда появляется страх и в чем причина, чего именно вы боитесь. Это может быть:

1. Страх неизвестного. Находясь в новой незнакомой ситуации потенциально угрожающей жизни/здоровью (а таковыми являются большинство спусков вне трасс) человек с нормальной психикой будет как минимум опасаться за себя. Возможно ваш организм пытается дать вам понять, что он еще не готов к тому, чтобы делать то, что вы от него хотите (к вопросу ЗАЧЕМ МЫ РИСКУЕМ?). Справится с ним могут помочь:

  1. Теоретическая подготовка. Знание и понимание опасностей, связанных с внетрассовым катанием,  а так же алгоритмов действия в чрезвычайной ситуации, даже не подтвержденные собственным опытом, могут существенно облегчить страх, неизбежный при освоении нового.
  2. Практические занятия по лавинной безопасности, работа над техникой катания, тренировки в чтении рельефа и выборе линии. Когда ваше тело понимает и умеет выполнять то, что вы от него хотите, все становится легко и  просто.
  3. Катание в группе в большинстве случаев, гораздо безопаснее. Кроме того, когда при освоении нового рядом есть более опытный человек, готовый подсказать в нужную минуту как правильно действовать, новизна воспринимается гораздо комфортнее.

2. Страх попасть в опасную ситуацию, пережитую ранее. Во фрирайде переодически случается, что ты попадаешь в неприятную ситуацию, вызывающую сильный страх, но завершившуюся благополучно (например, вы подрезали лавину, но благополучно от нее уехали, либо заехали не туда, но как-то выбрались и т.д.).  Возможно неосознанно, ваш прошлый опыт говорит вам, что в похожей ситуации прошлый раз было больно. Заставить себя снова ехать куда-то сразу после происшествия бывает очень тяжело, возникает ничем не обоснованный страх снова попасть в только что пережитую ситуацию. В этом случае единственное решение, для того чтобы избавится от такого рода страха, это положительный личный опыт. Очень важно после подобной ситуации вернуться к похожей задаче и убедиться на собственном опыте, что вы способны с ней справится. Такой опыт поможет вам вернуть себе веру в себя.

Ски-тур восхождение на Эльбрус. Фото: Алексей Заводский

Несомненно в процессе обучения мы должны напрягать наши возможности, но лучше это делать последовательно и постепенно. Если какая-то из поставленных задач не поддается решению, разбейте ее на более простые составляющие и решите их по отдельности, устранив другие источники страха. Например, если вам с трудом даются повороты на крутых и женских склонах и вы боитесь допустить ошибку и потом долго кувыркаться до низа кулуара – найдите крутой склон, но короткий, с мягким выполаживанием и потренируйтесь на нем. Как только почувствуете уверенность, можно идти дальше.

Если вы чувствуете, что вам сложно справится с нервами – сделайте шаг назад к более простому варианту того же, проделайте многоэто раз  и, когда станет получатся, смело двигайтесь вперед.

Постарайтесь всегда логически взвешивать ситуацию, концентрироваться на задаче и действовать без колебаний. Метание между различными решениями  это всегда потеря времени, которого в критической ситуации обычно не хватает. Страх не должен быть слишком сильным, но при этом, даже если задача объективно не представляет большого риска, не стоит расслабляться полностью ни на одном спуске и ни на одну секунду, всегда имея в голове план действий в случае опасности, потому что мы всего лишь гости в горах.

Роза-Хутор. Райдер: Екатерина Коровина Фото: Алексей Заводский

И еще. Не употребляйте во время катания допинг. Тема с алкоголем во время катания не так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд. На самом деле от одного глотка коньяка вы вряд ли будете раскоординированны и потеряете бдительность, но многие знают это чувство, когда после этого глотка за спиной появляются крылья (особенно если вы ещё в весёлой компании друзей) и  соблазн повторить ещё и ещё очень высок. Сперва алкоголь и вправду вас согреет, так как сосуды расширятся, так же он придаст ложной уверенности в своих силах, но совсем скоро сосуды снова начнут сужаться, не говоря уже о потери координации и адекватности. 

Будьте объективны по отношению к уровню ваших знаний и уровня катания и старайтесь постоянно их повышать! 

Ски-тур на Бзерпенкий карниз, Красная Поляна. Фото: Алексей Заводский

Закончить эту статью мне бы хотелось цитатой из “Звездных воин”:

“Страх доступ открывает к Темной Стороне. Страх рождает гнев, гнев рождает ненависть, ненависть — залог страдания”. Так что не СЦАТЬ! И да пребудет с Вами Сила!

Добавить комментарий

[contact-form-7 id="11075" title="Контактная форма"]