Управление риском во фрирайде. Часть 3. Человеческий фактор

«Чем они думали?!»

Оглядываясь назад, сидя в комфортном кресле или за стойкой бара, обычно легко рассуждать, почему произошел тот или иной несчастный случай. Анализируя причины в прошлом, опасность кажется нам очевидной, и мы задаемся вопросом, почему кто-то рискует в таких опасных условиях? Легкий ответ заключается в том, что скорее всего эти лыжники/ сноубордисты были некомпетентны, слишком самоуверенны или просто глупы.

Эти ответы позволяют нам чувствовать и думать, что нас не постигнет та же учесть, так как, в конце концов, мы же не такие и не будем так поступать. Но они не дают нам понимания того, как однажды мы можем наступить на те же грабли.

Чтобы действительно понять, что такое «человеческий фактор», нужно немного отмотать назад и представить, что мы стоим на вершине склона без следов, пытаясь решить, а стоит ли сейчас ехать по склону на лыжах. Возможно, мы видели признаки опасности, но мы также знаем, что мы уже много раз спускались в этом места и все было хорошо. Или, может быть, мы знаем, что другая группа поднимается сюда позади нас, и нам стоит поторопиться, если мы хотим прокатиться первыми. Или, возможно, мы ждали весь год этого отпуска, чтобы, наконец, проехать по склонам, как этот.

Такие мысли подталкивают нас поверить в то, что сейчас тот самый момент, чтобы рискнуть и прокатиться на этом склоне. Эти факторы действуют на периферии нашего подсознания, и мы часто не обращаем внимания их влияние на наше поведение. К счастью, есть предсказуемые закономерности в том, как они  влияют на наши решения. Эти шаблоны поведения появляются всякий раз, когда мы сталкиваемся с физическими опасностями, такими как вождение, небезопасный секс, употребление наркотиков и, да, катание фрирайд. Эти факторы известны в таких областях, как реклама и психология здоровья, но их уроки также относятся к принятию решений в катание по лавиноопасным склонам.

Ian McCammon провел углубленное исследование того, что он называет «человеческим фактором» в происшествиях вне трасс и ему удалось выявить ряд закономерностей в принятии решений. Он подвел итоги своего исследования, используя аббревиатуру F.A.C.E.T.S.

1.  F – Familiarity/ Фамильярность.

Лыжники, катающиеся в знакомой местности, принимали значительно более рискованные решения, чем лыжники, катающиеся по незнакомой территории. Этот эффект был особенно ярко выражен для лыжников со значительным опытом и подготовкой. Люди верят, что если они уже катались в этом месте и с ними ничего не случилось, то так будет всегда. Но лавинная ситуация может меняться не только после снегопада, но и в течение дня.

2. A – Acceptance /Приемлемость риска.

Достаточно часто неприятности начинаются со слов «Смотри как я могу/ учитесь как надо». Для некоторых индивидуумов желание выпендриться, доказать окружающим, что они «круче всех» настолько велико, что они готовы жертвовать безопасностью. Конечно всеобщее признание и уважение окружающих это неотъемлемая часть фрирайда, но это не должно стать самоцелью. Катайтесь ради собственного удовольствия и старайтесь почаще спрашивать себя хотите ли вы кататься прямо сейчас, либо кататься вообще.

3. C- Commitment/ Мотивированность

Группы, участники которых имели высокие цели – дойти до вершины или до определенной цели в условиях ухудшения погоды, принимали более рискованные решения, чем группы, которые просто отправились покататься. Этот эффект был наиболее выражен в группах четырех или более участников.

Все смотрели фильм «Эверест»? Помните как люди шли на вершину, даже когда все законы логики говорили, что шансы вернуться живыми равны нулю? Это всегда трудное решение отступать от намеченных целей. Вы много работали, чтобы поехать в отпуск, приобрели новый  дорогой комплект одежды, прекрасные жирные лыжи для ски-тура, купили новый аэрбэг, затащили все это наверх через пот и боль. «Мы уже здесь, ну не идти же вниз пешком». Но если вы видите, что пока вы шли сошло несколько свежих лавин и налицо все признаки высокой лавиноопасности, не бойтесь сказать нет. Горы и снег буду здесь и в следующий раз, а сейчас возможно лучшим решением будет убраться подальше от того места, где вы находитесь.

4.  E – Expert Halo/ Экспертный авторитет

В группах, попадающих в происшествия де-факто имелся лидер – человек, который был более опытным, старше или имел лучшие навыки. Примечательно, что даже если у этого лидера были плохие навыки лавинного прогнозирования, группы  новичков с большей вероятностью следовали за своим лидером в опасных ситуациях, чем когда они принимали решения на основе консенсуса. Надо не забывать, что все мы люди, а значим можем допустить ошибку. Поэтому не выключайте СВОЙ мозг и старайтесь держать ситуацию на контроле.

5.  T – Tracks/ Конкурентность (Погоня за целиной)

Группы принимали более рискованные решения в ситуациях с «ограниченным окном возможностей», например, конкурируя с другой группой лыжников за первый след. Как это знакомо для тех, кто катается в Красной Поляне и через пару дней после снегопада, ради первого следа готов залезть туда, куда бы никогда не пошел, будь это где-то в другом месте. На самом деле, один след и даже 10 на склоне вам никак не испортят ощущения от спуска, но значительно снизят вероятность схода лавины. Конечно, наличие следов еще не означает, что склон стабилен, но шансов спустить лавину у первого в разы больше.

6. S – Social Facilitation/ Давление окружения

Очень часто, катаясь в компании мы попадаем под влияние мнения большинства. И бывает непросто отказаться от спуска: «Если все туда едут, то и я поеду, что я хуже что ли?» Не бойтесь отказаться от спуска, или не соответствовать чьим-то ожиданиям. Если чувствуете, что сегодня вы не в форме, просто скажите, что «Я не готов сегодня туда ехать/ оттуда прыгать» и Точка.

Мы все делаем время от времени рисковые штуки и здесь никто никого не собирается судить. Ведь это ваше решение и в конечном счете вы несете за него ответственность. Поэтому очень важно, чтобы оно было взвешенным и основывалось на здравом смысле. Если вам сказали (либо вы сами это знаете), что сегодня очень лавиноопасно, но вы все еще хотите сделать спуск, значит вы достаточно смелый. И часто именно в такие моменты с нами происходят интересные штуки и это то, что делает нас такими, какие мы есть. Но прежде чем начать спуск, спросите себя, на сколько велик риск и стоит ли оно того, чтобы умереть и ранить всех тех, кто нас любит?

Также еще раз стоит вспомнить про «красные флаги» лавинной опасности, о которых мы рассказывали в прошлом материале, а как лучше подготовиться мы расскажем в следующей части «Планирование во фрирайде и беккантри».

Добавить комментарий

[contact-form-7 id="11075" title="Контактная форма"]