Управление риском во фрирайде. Часть 2. Красные флаги лавинной опасности
Прогнозирование уровня лавинной опасности достаточно сложная задача, для решения которой требуются специальные знания и опыт. Тем не менее, в наших силах снизить риск попадания в лавину, особенно в случае явных признаков высокой опасности. Главное знать, на что обращать внимание.
Мать-природа дает нам предупреждающие знаки, на которые мы обязательно должны обращать внимание при катании вне трасс. Их присутствие не всегда означает, что нельзя катать фрирайд, но подразумевает, что ваши маршруты должны быть спланированы соответствующим образом, с учетом повышенного риска.
Помните также, что экспозиция склона (теневая или солнечная), роза ветров (подветренные или наветренные склоны), высота (высокогорье, альпийская зона или зона леса), подстилающая поверхность, являются критическими переменными при оценке риска лавины в данном месте и могут отличаться для другого местоположения. Кроме того, время имеет решающее значение. В течение дня, а так же на более длительных промежутках времени, лавиноопасность может резко повышаться и падать с изменением температуры. Это особенно важно весной.
Вот несколько основных «красных флагов», помните их и всегда будьте начеку.
1. Новый снегопад и минимум 24 часа после него.
В течение этого времени происходит стабилизация снежного покрова, его оседание и сцепление свежевыпавшего слоя с подложкой. В некоторых регионах, а так же на теневых экспозициях склонов (север/северо-восток) этот процесс может происходить дольше. Все зависит от качества подложки, колебаний температуры на протяжении шторма, влажности, и некоторых других параметров. В это время лучше переместиться в зону леса, но и там следует быть осторожным.
2. Признаки недавней лавинной активности.
Это могут быть самосходы лавин на диких склонах неподалеку, сползание снега, его растрескивание под лыжами во время траверсов или характерный звук «вумф» от проседания снега. Если есть свидетельства недавних лавин, обратите внимание на экспозицию по отношению к солнцу и ветру, высоту, тип лавины и ее возраст. Как правило, если вы видите недавнюю лавинную активность, снежный покров неустойчив. В этих случаях лучше избегать больших склонов, особенно схожей экспозиции. Так же стоит помнить о том, что маленькие лавины могут стать триггером гораздо более серьезных лавин при наличии нестабильного слоя в снежной толще.
3. Сильный ветер.
Даже если накануне не шел снег, сильный ветер может переместить достаточно большую массу снега, измельчая и плотно «упаковывая» снежинки между собой, тем самым перегружая склон, и как результат формируются достаточно опасные ветровые доски.
Признаки сильного ветра легко заметить по «волнам» и «застругам» на снеге, наличию карнизов. Все эти места, как правило, достаточно локальны, поэтому если позволяет опыт, их можно попробовать разгрузить с помощью skicut. Но если вы новичок в беккантри, мы крайне не рекомендуем пробавать такой метод самостоятельно.
Если опыта недостаточно, то при такой лавинной ситуации стоит выбирать более безопасные гребневые линии и спуски, имеющие локальный микрорельеф, за которым можно спрятаться, либо, в некоторых ситуациях, единственно правильным решением будет отказаться от спуска.
4. Резкое потепление в течение дня.
Температура воздуха не только определяет тип снежных кристаллов, падающих с неба, но и влияет метаморфические процессы, происходящие в снежном покрове.
Вам нужно отслеживать следующие изменения:
- Ежедневные значения температуры (максимумы и минимумы) и диапазон
- Температурный тренд (увеличение или уменьшение), а также скорость и продолжительность изменения
Эти параметры используются для вычисления высоты нулевой изотермы или высоты на которой снег будет переходить в дождь во время шторма.
- Корки могут образовываться, если температура поднимается выше нуля в течение дня и опускается ниже нуля в ночное время; корка может создать потенциальный слабый слой для следующего снегопада
- Когда температура остается выше замерзания в течение более 24 часов, верхний слой снега становится насыщенным из талой воды и может вызывать мокрые лавины
5. Длительный период холодов и небольшое количество снега, наличие слабого слоя внутри снежной толщи.
Как это не парадоксально звучит, но именно маленькое количество снега наиболее опасно, особенно в начале зимы, когда ночью уже бывает сильный мороз. Все дело в том, что кристаллы снега могут не только измельчаться и уплотняться с течением времени, но и при некоторых условиях начать расти. Это может происходить как на поверхности снега в спокойные и безветренные дни (поверхностная изморозь), так и внутри снежной толщи (глубинная изморозь). Главной причиной, запускающей этот процесс (обратный метаморфизм), является разница температур внутри и на поверхности снега. В результате внутри снежной толщи может образоваться слабый и рыхлый слой глубинной изморози, похожий на крупные кристаллы сахара.
Самое неприятное, что эти крупные кристаллы достаточно устойчивы к изменениям с течением времени и могут оставаться без изменений до самой весны, когда на него ляжет новая масса свежего снега. Это своего рода бомба замедленного действия, которая может вызывать сход лавин огромных масштабов.
Но важно понимать, что прогнозирование уровня лавинной опасности это лишь одна из главных задач для безопасного катания. Да, все верно, управление риском во фрирайде – достаточно большная, но интересная тема. Поэтому в дальнейшем мы последовательно будем изучать все процессы и этапы данной темы. А тем временем мы уже готовим для вас новую порцию знаний и информации. Увидимся в следующей статье!
Comments (2)
Привет. Оксан, есть вопрос по поводу пунктов 3 и 4. Есть ли какие-то относительные величины? Что является сильным ветром (сколько метров в секунду) и потепление (какое количество градусов). Спасибо =)
Привет Никит!
Конечно есть!
Ветровой перенос снега и его уплотнение обычно начинаются при скорости ветра выше 7 м/с. При скорости от 10м/с до 25 м/с ветровой перенос становится очень активным и снег быстро накапливается в стартовых зонах лавин. При скорости, превышающей 25 м/с снег поднимается над гребнем в виде “Флагов” и испаряется в процессе, а так же откладывается много ниже и дальше стартовых зон, тем самым замедляя формирование досок. (Avalanche Handbook)
Потеплением считается когда температура воздуха в горах поднимается выше нуля и остается там. Резким потеплением можно назвать температурный скачок более 8 градусов С в течение 12 часов (особенно это критично, когда температуры около нуля и выше). ( Источник: https://www.meted.ucar.edu/afwa/avalanche/navmenu.php)