Управление риском во фрирайде. Часть 4. Планирование фрирайда и ски-тура

Вы замечали как иногда люди, рассказывающие о своих приключениях, начинают свой рассказ со слова «ВДРУГ»?
«Вдруг я обнаружил, что забыл дома лавинный датчик/камуса/ телефон. Вдруг я увидел следы, ведущие в сторону от основной трассы, Вдруг сел туман/начался сильный снегопад и пропала видимость…Вдруг растрескался склон и пошла лавина» и т.д.
Таких примеров можно вспомнить огромное множество и всех их объединяет одна общая черта – плохое планирование. Мы сталкиваемся с этим ежедневно, но если в обычной жизни у нас чаще всего есть готовый алгоритм действий, то вот в горах далеко не все представляют какие опасности могут подстерегать и как лучше к ним подготовится. Планирование катания и тренировок структурирует наш прогресс, позволяет быть более эффективным и слегка подталкивает в спину, если мы останавливаемся.


В этом вопросе совершенствоваться можно бесконечно, ведь хорошее планирование – это почти искусство. Мне лишь хотелось бы поделить теми инструментами, которые помогают лично мне. Этот список далеко не исчерпывающий и у вас наверняка найдется чем его дополнить. Поэтому не стесняйтесь, оставляете ваши комментарии и дополнения к этой статье.

Условно планирование фрирайда и ски-тура можно поделить на две части: тактическое и стратегическое планирование.
Стратегическое планирование – начинается еще задолго до поездки, с определения задачи, под которую выбирается место и оптимальное время поездки, подбора и подготовки необходимого снаряжения, изучения отчетов о месте, карт, логистики, предсезонной физподготовки. Так же на этом этапе мы планируем с кем мы поедем кататься, договариваемся либо с гидами, либо с компанией друзей, бронируем жилье, билеты, покупаем страховку и т.д.
Но гораздо более важным, на мой взгляд, с точки зрения безопасности катания является планирование, связанное с более короткими временными отрезками, которые условно можно поделить на три подэтапа:

  1. Тактическая подготовка накануне дня катания
  2. Планирование линии отдельно взятого подъема/ спуска
  3. Планирование на несколько минут вперед

Тактическое планирование начинается накануне катания, когда вы подготавливаете вещи, которые вам понадобятся на завтра, изучаете прогноз погоды, просматриваете подробнее карты и выстраиваете примерный план катания на ближайший период.

  1. Снаряжение.

Наша память не идеальна и даже если вы катаетесь не первый день и не первый год, есть шанс забыть дома что-то важное. Мне удобнее не ломать каждый раз голову, а все ли я взяла. Я просто пишу список вещей, которые могут понадобится, вешаю его перед дверью и перед выходом сверяюсь со списком.
Вы не представляете как бывает обидно собраться в ски-тур и обнаружить, что забыл камуса или палки, либо оказаться без воды и еды на целый день. Чтобы проще было запоминать я стараюсь разбить эти списки на 3-4 пункта.

Например:
– лавинное снаряжение: бипер, щуп, лопата, аптечка;

– приборы: мобильный, power bank, рация, gopro;

– одежда: пуховка, перчатки, бафа;

– защита: шлем, маска, солнечные очки, крем от солнца;

– перекус: еда, вода, туалетная бумага;

– снаряжение для ски-тура: телескопические палки, камуса, ремкомплект, gps;

-альпинисткое снаряжение

и т.д.

Этот список можно дополнять и изменять так, как вам это удобно. Главное продумать этот момент заранее.
В начале сезона/ поездки желательно провести подготовку всего оборудования. Это касается не только лыж или сноубордов, на которых вы катаетесь, но и дополнительного снаряжения, которое вам понадобится для фрирайда или ски-тура. Расконсервировать/ запарафинить лыжи/сноуборд после лета, поточить канты, подкрутить все винты, возможно отрегулировать ширину стойки и усилие на отстегивание лыж. Ну и конечно  ЗАРАНЕЕ скачать и предустановить все карты местности, забить треки/точки в навигатор, потренировать с лавинным снаряжением и не забыть поставить в них свежие батарейки!!!

2. Следующий этап планирования – это изучение прогноза погоды и архива погоды.
Прогноз погоды подскажет вам колебания температуры в течение дня, вероятность осадков, силу и направление ветра. Все эти параметры будут влиять не только на выбор одежды, но и на состояние снега в течение дня, видимость, а соответственно и оценку опасности склонов. В совокупности с другими факторами (рельеф, человеческий фактор и состояние снежной толщи) погода будет сильно влиять на выбор места и времени для катания. Так же вы должны понимать, что любой прогноз, это всего лишь некоторая вероятностная модель, поэтому во время катания очень важно постоянно наблюдать за изменениями погоды, отслеживая основные признаки лавинной опасности и вовремя корректировать свои планы.

3. После того как вы определились с погодой самое время свериться с картой.

Так как мы говорим про фрирайд и ски-тур, это предполагает, что катание по трассам вам уже не очень интересно, поэтому обычная карта курорта не подойдет (хотя она не будет лишней, если мы планируем использование подъемников, выкатов к ним по трассе).

Для катания фрирайд очень важно учитывать такие параменты рельефа как: угол наклона, ориентация склона относительно солнца (северные, южные, восточные, западные), ветра (подветренные, наветренные склоны, либо склоны с боковым ветром), конфигурацию склонов. И в этом отчасти может помочь внимательное изучение карты.
Так как в России сложно найти подробные топографические карты, для изучения зоны фрирайда чаще всего я использую программу Google Earth, которая помогает получить глобальное представление о месте катания, а так же тех зонах, где можно найти нераскатанный снег. Эта программа устанавливается на компьютер и работает в режиме онлайн. В ней можно ставить точки (например отметка где нужно повернуть, чтобы выкатиться к подъемнику) создавать маршруты, переносить все это в навигатор, просматривать и анализировать сделанные спуски. Однако нужно учитывать, что на карте GE, не всегда можно разглядеть микрорельеф и она дает представление о рельефе лишь в общих чертах.

В большинстве случаев для катания навигатор не нужен, но он может пригодится в лесу, местах с множественными перегибами рельефа, либо в условиях непогоды. GPS при этом не отменяет наличие и умение пользоваться топографической картой и компасом, которую всегда нужно иметь с собой, если вы собрались в серьезное беккантри.
Второй инструмент, который я иногда использую для планирования маршрутов катания – это приложение Open Street Map (OsmAnd), которое можно загрузить в качестве дополнительных слоев в Google Earth, либо установить на мобильный телефон. Приложение позволяет заранее скачать и установить карты местности (бесплатная версия имеет ограничения по количеству загрузок), а так же имеет достаточно большую базу треккинговых маршрутов, которые могут быть полезны и зимой.
Для планирования беккантри выхода, по карте можно рассчитать расстояние и вертикальный перепад маршрута. Спланировать места и продолжительность остановок, рассчитать время выхода и начала спуска, чтобы уложиться в световой день. После чего залить маршрутные точки в навигатор на случай непогоды.

Можно ли использовать мобильный телефон для навигации? В целом, если ваш телефон имеет хороший gps модуль и способен работать без мобильной сети почему бы и нет, особенно для катания рядом с подъемниками. Но для серьезных маршрутов вдалеке от курортов я все же предпочитаю брать с собой более надежный прибор GPS  Garmin 64 и карту с компасом, так как телефон имеет неприятное свойство терять сигнал и быстро садится в режиме геолокации обоенно зимой в самый неподходящий момент.

Безусловно, когда мы имеем дело со стихией, просто невозможно предвидеть все капризы природы, еще сложнее бывает предугадать человеческое поведение в экстремальной ситуации, но чем тщательнее мы спланировали наше катание, тем меньше неприятных сюрпризов нас может ожидать и тем приятнее и интереснее может быть процесс изучения новых спотов.

Также нужно помнить о том, что не всегда в нашем катании все идет по плану, поэтому хорошо иметь запасные варианты действий, уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия, импровизировать и, если нужно, уметь отказаться от намеченных планов.

Об остальных этапах планирования в слудующем материале. Продолжение следует!

Отдельное спасибо нашим партнерам, компании The North Face, магазину Траектория, Garmin.

 

 

Добавить комментарий