Разведка ски-тур маршрутов в Абхазии

Виды белоснежных вершин в Абхазии, где-то там на горизонте  уже давно манили своими рельефами. Близость Красной Поляны, Черного моря, а значит и хорошего снега, большие горы, находящиеся рядом с ГКХ обещали интересные возможности для бэккантри и ски-тура.

Но удаленность региона, отсутствие инфраструктуры и какой-либо внятной информации о регионе  рисовали перспективы суровой зимней экспедиции с тяжелыми рюкзаками, палатками, замерзшими ботинками по утру и танцы с бубном у костра, чтобы хоть как-то согреться. Настораживало в том числе и местное население, у которых, по слухам, в каждом доме по калашу и пулемету.

Но, как это часто бывает, все оказалось гораздо проще, спокойней и интереснее, чем мы предполагали. В этом году кто-то из друзей уже был в этом регионе и, глядя на фото, а так же получив дружеские приглашения приехать, мы решили, что надо увидеть все своими глазами, а заодно разведать возможности региона для ски-тура.

Мы прилетели в Адлер 19 декабря и уже через пару дней после приезда, погрузившись в джип, вместе с местным проводником по имени Алик, отправились куда-то в полную неизвестность открывать сезон. Меньше чем через пол часа от Адлера мы оказываемся на границе с Абхазией. Для пересечения жителям России достаточно внутреннего паспорта, проверка документов заняла около 20 минут, но говорят, что в выходные и праздничные дни можно какое-то время постоять в очереди.

Ласковое солнце, шикарные виды на пустые пляжи Гагр за окном, легкий весенний ветерок и приятное солнышко быстро сменяются узким ущельем с горной речкой, самшитовыми зарослями у дороги и будоражащими воображение горными пейзажами на горизонте. Мы подъезжаем к заповеднику Рицы, где нужно покупать пропуск стоимостью 350 руб. Проехав озеро Рицы, выгружаемся из машины и пересаживаемся на снегоходы с санями, куда сгружаем все наши многочисленные баулы и чехлы.

Несмотря на то, что мы не так далеко и отъехали от моря, температура за бортом резко начинает падать и ноги мгновенно начинают примерзать. Наши встречающие сообщают нам, что ночью на Базе было -17 градусов, так что за 40 минут пути мы успели не раз вспомнить про пальмы на побережье. Отправляясь в глушь на разведку, где мало кто был и информации по минимуму мы представляли себе самые суровые условия нашего обитания, что жить будем в каком-нибудь сарае с буржуйкой, а может и вообще в палатке. Какого же было наше удивление, когда на одной из полян среди хвойного леса перед нами возникли очень симпатичные двухэтажные домики, а когда мы увидели свои комнаты, то окончательно всё поняли. Да, рай для нас должен выглядеть примерно так)).

База Аджара (43°30’36.80″N 40°39’0.45″E),  открывшаяся только в этом году, находится в ущелье Аудхара на высоте 1550м и окружена горными хребтами с вершинами Анчхо (2696м), Аджара (2907м), Кардывач (3021м), Ацытаку (2638м). Раньше в этом ущелье был только пансионат Ауадхара, куда люди приезжали летом на  лечебные источники, летний отдых и неподалеку от пансоната дом, в котором жил и зимовал его смотритель Дмитрий Акакиевич Гумба – или “Чалачби”. Вместе с Шакрыл Алмаз Сергеевичем в прошлом году они и решили построить на этом месте новые зимние котеджы. Как нам сказали хозяева, стоили прежде всего для себя и семейного отдыха, но потом решили сделать еще два корпуса и для гостей.

По приезду на базу нас ждал обед с традиционной абхазской мамалыгой, мясными блюдами и чачей, но последнее мы старались не налегать, так как после обеда очень хотелось сделать первый тестовый выход и оглядеться по сторонам. В этот день мы прогулялись на север, вверх по ущелью, но прокатиться нам особо не удалось, так как в этом направление ущелье оказалось очень пологим, а подход под интересные склоны долгим.

На следующий день, встав пораньше, Алмаз с сотоварищами забросили нас на перевал Пыв (2015м).

От перевала, где расположены балаганы (летние хижины) можно подняться в сторону вершины Анчхо по хорошо выраженному  широкому гребню, так что мы чувствовали себя в относительной безопасности и лишь последние 50 м решили немного увеличить расстояние между друг другом, скорее из соображений “на всякий случай”.

С гребня открывается потрясающий вид в противоположное ущелье и еще несколько вариантов спусков для тех, кто ищет ощущений поострее. Но мы решили в первый день обойтись без лишнего риска и оставили эту идею на потом. Ведь, когда путешествуешь на ски-туре вдвоем, в таких отдаленных местах, никогда не стоит забывать о том, что здесь нет спасателей, так что действовать лучше с запасом безопасности.

Так что мы поднялись до высоты 2300 м и неплохо скатиться обратно к балаганам.

После чего я решила прогуляться в противоположную сторону и сделать еще один спуск в сторону деревни Псху, скатившись  почти до реки, а Леха остался это снимать с перевала.

И каждый раз, поднимаясь выше нам открывались все новые возможности для спусков, чумовые, дикие, не тронутые цивилизацией горы, без единого следа на их склонах, я имею ввиду человеческого, а вот свежие следы медведя мы видели за эти дни достаточно!

Немного утолив первую жажду ски-тура, на следующий день мы решили сделать более дальний выход в сторону вершины Аджара. Ребята все так же помогли нам с заброской на снегоходах и закинули нас под южные склоны горы в самое начало зоны леса.

И мы втроем, начали свой неспешный подъем сначала по руслу реки, а затем и по зоне леса. Выйдя на гребень, откуда открывался вид на весь хребет мы поняли, что выбрали не самый оптимальный маршрут подъема, да и погода начала портится, поэтому Алик, решил вернуться обратно, а мы с Лехой продолжили подъем.

В идеале, конечно было пойти по левому гребню, где расположены балаганы, но нам было уже жалко времени и мы решили залезть по гребню “в лоб”. Южная экспозиция склона, которая грелась солнцем несколько дней подряд оголила на ребре траву и подъем выглядел достаточно безопасным в плане лавинной ситуации, в то же время, спрятавшееся за тучки солнце, быстро превратило этот склон в бетон. На фотке мы еще в начале подъема, нам еще светит солнышко, но также хорошо видно, что от моего сплита не остается особо следов.

Так что когда склон стал сильно круче, сначала я одела кошки на свой сплитборд ( заодно и протестила новыю систему), а потом и погрузила его на рюкзак. Лехе пришлось сделать все то же, но еще и с фотоаппаратурой и штативом на рюкзаке. Погода продолжала портится и по хорошему нам нужно было развернуться вниз, но учитывая, что нас было двое и у нас были навигаторы с картой  и небольшой запас по времени, мы все же решили подняться до гребня в надежде увидеть то, ради чего мы так долго шли – северные склоны под вершиной Аджара, а так же северные спуски с вершины Каменистая и семи озер.

Когда мы вышли на гребень, с неба уже начал срываться снег и видимость для безопасного спуска на север была недостаточной, тем не менее было понятно что там вполне приемлемый уклон для хорошего фрирайд спуска и отличный пушистый снежок. Посмотрев на все это мы начали спуск долгий спуск вниз. Несмотря на относительно небольшой перепад в 800м, этот день забрал все силы и мы вернулись обратно в хижину уже затемно. Ребята уже успели начать волноваться, накормили вкусным ужином и после недолги посиделок и задушевных разговоров  у печки мы отправились спать.

Весь следующий день было пасмурно и видимости для съемок  и разведки не было, кроме того Леха сильно стер пятки в новых горнолыжных ботинках, так что мы решили немного передохнуть в надежде на быстрое улучшение погоды, которое обещали в прогнозе. И вот уже на следующее утро солнышко снова вернулось и мы смогли продолжить нашу разведку.

После нескольких выходов по району, мы сделали вывод, что пушистый снег остался только на северных склонах, кроме того с Аджары мы смогли увидеть достаточно интересные северные спуски на которые можно так же попасть с перевала Пыв. Так что наш следующий выход был в ту же сторону.

За день мы так же проделали два спуска, открыв еще много возможных вариантов спусков и интересных зон для катания, которые еще предстоит разведать.

Но для того чтобы все их опробовать нам не хватило ни сил не времени, так что мы только успели на них облизнуться и пообещать себе, что обязательно туда еще вернемся.

По итогам нашей небольшой разведки, стало понятно, что этот новый и достаточно большой район еще нужно немало изучить, то что мы сходили и увидели – это лишь капля в море.

Но красота региона, хороший снег, возможности забросок на снегоходах, близлежащая зона леса, в которой можно гулять и кататься в непогоду, комфортное проживание и люди, которые так радушно нас приняли делает это место очень интересным для ски-тура и тех, кто не привык стоять в очередях и кататься по раскатанным склонам.

Так что мы очень надеемся туда вернуться в скором времени, а точнее 6 января, чтобы встретить там Рождество и вы также можете к нам присоединится!

Фото: Алексей Заводский

Но и хочется сказать пару слов о людях, у которых мы были в гостях все эти дни, если бы не их гостеприимство, если бы не их желание создать максимально комфортные условия в максимально отдалённой и дикой горной местности, то впечатления не были столь глубокими.

Также хочется сказать огромное спасибо The North Face Russia за легкий и теплый экип! Ребята, ваша одежда реально работает;)

Garmin Russia за навигаторы – в этой поездке очень пригодились!
Базе 560 за крутой комплект для ски-тура,  магазину Траектория за лучший комплект сплитбординга Gara+Spark+Deelux, всё работало как надо!